| RSS

accounting outsourcing in ukraine

Могучий печатный станок. Пик экономического кризиса в Украине припадет на второй—третий кварталы 2009 года

По мнению аналитиков, пик экономического кризиса в Украине приходится на второй—третий кварталы 2009 года. Экономика страны уже сейчас трещит по швам. Хотя пока большинство предприятий и финансовых учреждений проводят серьезную оптимизацию, не давая окончательно рухнуть не только собственным структурам, но и экономике страны в целом.

И если срочно не будет создан своеобразный комитет национального спасения (и не только с участием уже проштрафившихся политиков), если государство не создаст необходимых условий как для ведения бизнеса, так и для внутреннего потребления, страну ждет финансово-экономический и политический хаос.

Низкая эффективность производства, отсталость в технологическом развитии, фантастические размеры коррупции и дефицит инвестиционных ресурсов, непонятная стратегия государственного планирования могут привести к тому, что производства будут останавливаться. Массовые увольнения людей усилят социальную напряженность в обществе, большинство инвестиционных программ будет приостановлено либо свернуто вообще. Возобновятся подзабытые бартерные схемы взаиморасчетов, нарастет проблемная кредиторская и дебиторская задолженности, произойдут массовые корпоративные дефолты.

«Скорая помощь»

В октябре прошлого года окончательно деморализованные игроки финансовых рынков поспе­шили покинуть нестабильные развивающиеся рынки и переждать неспокойное время в «тихой гавани» — наиболее ликвидных и надежных государственных облигациях развитых стран.

Пострадали многие страны, биржи и национальные валюты. Выиграл американский доллар, который понадобился в огромных объемах в условиях масштабного бегства капиталов. Одна­ко гривня ударилась особенно больно. Что было потом, хорошо известно: именно украинская экономика ока­залась едва ли не в лидерах уязвимости мировым финансовым штормам и именно наша страна стала занимать первые места в рейтингах стран, наиболее подверженных рискам дефолта. Начали останавливаться первые предприятия, зашаталась банковская система. Без преувеличения можно утверждать — если бы не экстренная помощь Нацбанка, количество финансовых учреждений в стране весьма существенно уменьшилось бы еще в ноябре минувшего года.

40 млрд. грн. «скорой помощи» от НБУ, конечно, поддержали, но не оздоровили банковскую систему. Зато нанесли сокрушительный удар по национальной валюте. По сути, НБУ ради спасения конкретных финансовых учреждений пожертвовал надеждами на стабилизацию обменного курса гривни. Именно с этого момента стала невозможной небольшая, «в рамках приличия», девальвация гривни, и, наоборот, чрезвычайно выросли риски ее бесконтрольного обесценивания, что и произошло впоследствии.

Без государственного принтера не обойтись

В текущем году стране понадобится очень много гривни и валюты. Несуществующий стабилизационный фонд расписан едва ли не на много лет вперед. Миллиардов гривен просят автопроиз­водители, строители и аграрии. По всей вероятности, они их в пол­ной мере не получат. Ну разве что размеры денежной эмиссии, без которой тут не обойтись, станут совсем уж бесконтрольными.

Условия кредита МВФ предполагают снижение темпов роста денежной массы и соответст­венно ограничивают эмиссионные устремления отечественных финансистов. И именно дефляционного сценария пока что придерживается Нацбанк, который огласил о своем намерении повысить учетную ставку и не отказывается от попыток создавать хотя бы временный гривнедефицит в отчаянной и неравной схватке с американским долларом.

На пользу дефляционному тренду идут: падение потребительского спроса в стране, рост безработицы, сокращения реальных доходов и негативные психологические ожидания усугубления кризисных тенденций в течение 2009 года.

Тем временем уже в начале года были обнародованы цифры о том, что в общий фонд государст­венного бюджета за треть месяца поступило лишь 10% от плано­вого показателя на январь, что на 400 млн. грн. меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Одновременно Министер­ство финансов сообщило о ян­вар­ском дефиците Пенсионного фонда в 5,5 млрд. грн., который будет погашаться за счет займа из госбюджета.

Столь «обнадеживающий» старт года лишь подтверждает вероятность почти неизбежного перехода дефляционных тенденций в экономике Украины в инф­ляционные.

Украинским властям в течение года придется решать несколь­ко очень непростых задачек, каждая из которых, похоже, потребует усиленной работы «государст­венного принтера» по тиражированию свежих денежных знаков.

1. «Свежей» гривни потребует покрытие дефицита Пенсионного фонда. Никакое правительство не допустит проблем с выплатами и без того мизерных пенсий подавляющего большинства граждан страны.

2. Разрывы в бюджете между предполагаемыми доходами и рас­ходами также могут существенно увеличиться. Тем более что в общенациональную смету заложены достаточно приблизительные макроэкономические параметры. Они не совпадают с прогнозами экспертов. Возмож­ность задержек заработных плат бюджетникам по аналогии с девяностыми годами прошлого столетия представляется малоубедительной.

3. В текущем году НБУ продолжит политику рефинансирования финансовых учреждений, хотя такая поддержка будет менее щедрой и более осмотрительной. Нетрудно догадаться, откуда возьмутся столь значительные средства.

Кроме того, именно в 2009 году возникнет критическая нагрузка по долговым обязательствам Ук­раины. По информации Министерства финансов, около 28 млрд. грн. страна должна потратить на погашение и обслуживание долгов, причем 56% бремени приходится на внешние обязательства и 44% — на внутренние.

4. Ну и наконец что-то все-таки перепадет и реальной экономике, все секторы которой испытывают серьезный денежный голод.

В принципе дефицит бюджета должен покрываться за счет поступлений от приватизации. Однако кто ж поверит, что в условиях неблагоприятной финансовой конъюн­ктуры следует рассчитывать на какие-либо феноменальные доходы из этого источника.

Попытки создать пирамиду ОВГЗ (вспомним ГКО России, в свое время приведшие к коллапсу российской экономики) также пока что (может, к счастью) не увенчались успехом.

Таким образом, в текущем году логично и обоснованно ожидать нарастающей квартал к кварталу эмиссии в первую очередь для обеспечения неотложных выплат населению и попыток спасти побольше испытывающих колоссальные нагрузки финансовых учреждений.

Эмиссионная гривня в свою очередь будет означать перманентное подорожание уже не только продукции, так или иначе связанной с импортными поставками, но и товаров отечественного производителя также. Инфляция стоимости услуг вряд ли значительно отстанет от товарной инфляции. Все это может привести к разворачиванию классической инфляционной спирали.

На дне

В ближайшее время в условиях традиционно сравнительно низких для начала года оборотов на межбанке, окончания газовых перестрелок, ожидания второго транша кредита МВФ, не исключено некоторое укрепление национальной денежной единицы.

Эксперты-оптимисты считали, что гривня может повторить траекторию, которой следовали большинство развивающихся рынков (в частности, азиатского) в период кризиса, т.е. вначале достижения дна в среднем на уровнях почти на 60% ниже докризисных значений, а затем стабилизация на новом уровне на 40% ниже докризисного.

К сожалению, наша страна и в этом плане оказалась уникальной. Дно (не исключено — не окончательное) мы начали нащупывать лишь на уровне почти в два раза ниже докризисного. Поэтому шансы реализации мягкой посадки национальной денежной единицы не столь уж значительны.

В среднесрочной и долгосрочной же перспективах в случае, если печатный станок будет работать и днем, и ночью, перспективы для гривни не очень хорошие.

Следующую атаку на гривню можно ожидать уже в начале весны текущего года.

С одной стороны, такой сцена­рий плохо согласуется с принципами меморандума, подписанного с Международным валютным фон­дом, и дает формальные основания даже для отзыва первого транша кредита. Тем не менее МВФ в меру своих сил (хотя бы для сохранения собственного авторитета — Banknews) и далее будет пытаться «разрулить» аварийную ситуацию в экономике нашей страны. Более того, не следует исключать возможности открытия со стороны международных организаций еще одной линии экстренного кредита для Украины в случае, если эксперты этих организаций посчитают такую помощь шансом избежать дефолтного сценария для страны.

Экономика предпочитает инфляцию

Для экономики инфляционная модель всегда лучше модели дефляционной. Именно поэтому весь мир пошел по пути накачки финансовой системы ликвидностью. Другое дело, что в других странах даже накачка экономики и банковских учреждений деньгами сопровождается жестким контролем с целью не допустить чрезмерных инфляционных тенденций и постараться пройти посередине — между дефляцией и чрезмерной инфляцией. В наших же условиях — как всегда с инфляцией могут переборщить.

Накачка Нацбанком своих подопечных банков эмиссионными деньгами на первый взгляд — благое дело, направленное на попытки сохранить авторитет и стабильность финансовой системы страны. Но в наших условиях положение чрезвычайно усугубляется наличием огромного кредитного пузыря, который надулся одновременно с пузырем на рынке недвижимости. В погоне за суперприбылями, в пылу азарта, авторитетнейшие банковские учреждения вели себя как подростки в зале игровых автоматов.

Кредиты без первоначального взноса и под фантастические цены квартир, кредиты под серые и черные доходы, в денежной единице, не соответствующей доходам заемщика, привели в конечном результате к лавинообразному нарастанию проблемной задолженности. А спонсорст­во НБУ на самом деле только усугубляет ситуацию. Рефи­нан­сирование банков свеженапечатанной гривней приводит к ее же перманентному обесцениванию. При падении курса национальной денежной единицы заемщики, нахватавшиеся валютных кредитов сверх меры, попадают в настоящий тупик. Они теряют интерес к выпла­там нереальных долгов. Со­ответст­венно банки требуют от регулятора еще больше денежных инъекций. И снова падает курс гривни. Количество «отказников» среди должников снова увеличивается. Несложно догадаться, чем окончится такое хождение по замкнутому кругу.

Между Сциллой и Харибдой

Согласно древнегреческой мифологии, это выражение означает попасть в безысходное положение, когда верная гибель грозит сразу с обеих сторон. Между деф­ляцией и чрезмерной инфляцией. Именно по этому пути старается пройти весь мир. И у нас нет альтернативы. По мнению экспертов, в случае стабилизации курсовых значений гривни даже на существующих уровнях украинскую экономику будет ждать относительно умеренная экономическая рецессия (с падением темпов развития до минус 5%). В случае же, если гривня уверенно вырвется за коридор 7—9 гривен за доллар, то в 2009 году нас ждет полномасштабный финансово-экономический упадок с падением темпов ВВП до минус 10% и больше. Увеличивающаяся долговая нагрузка на предприятия приведет к банкротству многих субъектов хозяйст­венной деятельности, госбюджет по доходам будет провален, что в конечном результате может привести к дефолту страны по ранее взятым обязательствам.

И все же точка невозврата, возможно, еще не пройдена. Паде­ние ставшего дорогим импорта, сокращение внутреннего потребительского спроса, снижение мировых цен на сырье, надежды на частичное возобновление глобального спроса и соответственно восстановление экспорта, наконец,
10 млрд. долл. очередных траншей от МВФ — все это может привести и к некоторой стабилизации гривни и к сокращению дефицита текущего счета платежного баланса страны.

Однако для осуществления относительно позитивного сценария украинским властям необходимо приложить максимум усилий, чтобы экономический кризис прошел у нас как можно более мягко, свободное падение гривни прекратилось, популизм в фискальной и социальной политике испарился, а депрессия в экономике не оказалась растянутой на многие годы.

© Вадим Башта, Зеркало Недели

»Главная страница«

Оставить комментарий 3723 просмотров, 1 - сегодня |

Оставить комментарий





<