Таксомания. Нацбанк опасается, что терминалы по приему наличных платежей могут превратиться в конвертационные центры
На минувшей неделе Ассоциация украинских банков (АУБ) разослала комбанкам письмо, в котором попросила руководителей представить свои замечания и предложения по проекту Положения НБУ “О совершении перевода средств с использованием автоматов самообслуживания”. Документ был недавно опубликован на сайте НБУ. На сегодняшний день платежные терминалы (таксоматы) используются для приема наличных в пользу мобильных операторов, банков, интернет-провайдеров и т.д. Данные терминалы начали массово появляться в стране в начале текущего года. Сейчас услуги по переводу денег через платежные терминалы предоставляют более 20 компаний (небанковских учреждений), которые, по оценкам НБУ, установили примерно 7,5 тыс. терминалов.
В Нацбанке считают, что таксоматы, с помощью которых принимаются платежи населения, могут использоваться для незаконного обналичивания или отмывания денег. “Наличие этих точек создает предпосылки для отмывания денег. Люди выстраивают схемы, терминалы могут стать одним из элементов этих схем. Легализуйтесь и работайте под контролем банков — вот квинтэссенция документа (проекта Положения НБУ. — Ред.)”, — сообщил БИЗНЕСу Виктор Кравец, исполнительный директор НБУ по вопросам платежных систем и расчетов.
Виктор Кравец
|
Регулятор опасается, что средства из платежных терминалов могут использоваться для обслуживания черного рынка. “Возникает вопрос использования наличных, которые принимаются и аккумулируются в этих терминалах. К примеру, появляется возможность изъять “наличку” из терминала и проворачивать ее несколько раз до зачисления на счет получателя средств. При этом деньги могут использоваться для обслуживания так называемых теневых схем. Другими словами, собственники терминалов могут продавать “наличку” в теневой оборот под 10% и более, как это происходит в России, и получать колоссальные доходы”, — считает г-н Кравец. Сегодня компании, которые являются собственниками платежных терминалов, стараются экономить на инкассации и производят ее крайне редко, когда терминал близок к полному заполнению. “Инкассация проводится по мере наполнения терминалов. В этом никакого отмывания нет”, — говорит финансовый директор украинского представительства компании I-box, через терминалы которой свои кредиты собирает Альфа-Банк (Украина). Аналогичной точки зрения придерживаются конкуренты из Express Pay, которая сотрудничает с Ощадбанком. “Я не могу отвечать за деятельность других компаний. Мы же работаем в законодательном поле Украины”, — заверила БИЗНЕС Ирэна Лисак, генеральный директор компании Express Pay.
Если учесть, что в платежный терминал, как правило, помещаются четыре кассеты вместимостью по 1 тыс. купюр, то в одном таком аппарате может аккумулироваться до 2 млн грн. По самым скромным подсчетам, речь может идти о теневом обороте на сумму 0,32-8 млрд грн. наличными. Для контроля этой денежной массы в Нацбанке предлагают упорядочить процесс инкассации таксоматов. “Когда операция осуществилась, нужно бы ее сразу направлять в официальное русло. В России, действительно, существовали широкие возможности повторного использования наличных денег. Мы же эти возможности пресекаем и говорим: “Нет, ребята, инкассируйтесь как можно чаще. Выполнил операцию — сдай деньги для зачисления на текущий счет. Это позволяет сразу же легализовать наличные”, — утверждает Виктор Кравец. В то же время в компаниях, являющихся собственниками платежных терминалов, считают намерение регламентировать процесс инкассации бессмысленным. “Инкассация и так производится банком, хотя, в принципе, это средства компании, и она сама может везти их в банк. Пусть Нацбанк попробует доказать, что мы используем какие-то теневые средства. Он увидит, что все принятые деньги зачисляются на текущий счет”, — уверяет Дмитрий Рыков, представитель компании I-box.
О нецелесообразности
О рисках
|
||
(с) Дмитрий Гриньков, Бизнес