ИТОГИ 2009- Банки оправились от шока и впали в летаргию — Reuters
Потеряв часть прибыли и заоблачных бонусов «тучных» лет, сократив раздутые штаты, но погрязнув в проблемных активах, большинство российских банков выжило, и финансовая система медленно поплыла по течению, хотя кризис и откинул ее на несколько лет назад.
Российские банкиры, первую половину уходящего года жившие в страхе перед неизбежно мрачным будущим, ближе к осени воспряли духом: апокалипсические прогнозы не оправдались.
«Прошедший год можно условно разделить на два периода: беспробудного пессимизма и ожидания второй волны кризиса, и укрепляющегося оптимизма во второй половине года, который перетекает на следующий год», — говорит аналитик ВТБ Капитал Михаил Шлемов.
«Год выдался не таким мрачным, каким многие его представляли изначально… нельзя сказать, что все тучи удалось развести руками, но мы смотрим в будущее со спокойной уверенностью», — сказал глава Юникредит банка Михаил Алексеев.
В ОЖИДАНИИ КОНЦА
«Затушив» деньгами проблемы с ликвидностью в банковском секторе осенью прошлого года, чиновники, а вслед за ними и банкиры в начале года заговорили о неизбежности новых потрясений, связанных с ростом «плохих» долгов на фоне падающей российской экономики.
«Вторую волну» кризиса не ждал только ленивый. Международные рейтинговые агентства наперебой соревновались в беспросветных прогнозах по российским банкам: Fitch предрекало рост просрочки за год до 15-40 процентов и потребность в $20-80 миллиардах капитала, S&P ждало роста доли проблемных активов банков РФ до 35-50 процентов, Альфа-банк требовал для жизни банков РФ до 10 процентов ВВП в капитал, глава Сбербанка Герман Греф рисовал мрачные прогнозы, призывая власти РФ не медлить с решением проблемы «плохих» долгов.
Непоколебимым оптимистом весь год был лишь Центробанк, который с завидным упорством развеивал мрачные прогнозы, осторожно указывая на возможные риски.
«Ситуация в первой половине года действительно была близка к катастрофической: низкие цены на нефть и ожидание девальвации рубля…», — говорит Шлемов.
Но прогнозы волны «плохих» кредитов и падения банков не оправдались, и ближе к осени в сознании банкиров произошел перелом.
В середине сентября первый зампред ЦБР Алексей Улюкаев окончательно развеял апокалипсические настроения, а российские чиновники провозгласили «дно» кризиса.
«Банки РФ пережили переломный момент, и можно надеяться на экономический рост и улучшение ситуации в банковском секторе», — считает аналитик Уралсиба Леонид Слипченко.
Российские власти, направившие на поддержку финансовой системы в кризис свыше 4 триллионов рублей, заговорили о постепенном сворачивании антикризисных мер.
НЕ УСПЕЛИ НАКРУТИТЬ
Выжить в кризис российским банкам помогла их собственная «недоразвитость», считает Слипченко: банковский сектор РФ не коснулась проблема «ухода от мнимых рисков» через деривативы и секьюритизацию, распространенная в международной практике.
Российские банкиры тут же открестились от «недобросовестных коллег по цеху» и глава ВТБ Андрей Костин призвал «не бить банкиров».
«Если раньше антиглобалисты бомбили яйцами МакДональдс, то сейчас бомбят Royal Bank of Scotland… Теперь крайними — штрафбатом — оказались банки… Вряд ли можно сказать, что российские банки несут ответственность за кризис, не в недрах российского банковского сектора этот кризис родился», — провозгласил он на апрельском банковском форуме.
Кто-то верил, кто-то делал вид, что верит в такое снижение рисков, но деривативы и секьюритизация оказались, как в сказке, лишь «новым платьем короля», а кризис выступил в роли мальчика, который рассказал правду, говорит директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБР Алексей Симановский.
По его мнению, ряд российских банков тоже оказались не без греха: «Обходили установленные правила, пытаясь объехать на кривой козе органы надзора и государства, но на ней (козе) далеко не уедешь… они дробили риски, чтобы не попасть под нарушение нормативов, выдавали длинные кредиты за короткие, искусственно деконцентрировали вложения в строительство».
«Кризис позволит сделать определенные уроки, и более качественно подходить уже к следующему этапу развития… потенциал для роста банков РФ остается», — считает Слипченко.
Кризис, во время которого властям РФ пришлось спасать, в том числе, достаточно крупные банки, уже заставил регуляторов задуматься над ужесточением надзорных требований в сфере концентрации рисков и уровня достаточности капитала.
ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ
«Шоковая стадия банковский сектор миновала… 2010 год будет годом планомерного разбора завалов», — считает Шлемов. Главный вопрос — возобновится ли рост кредитования, так как сжатие кредитного портфеля российских банков стало главной проблемой конца уходящего года, говорит он.
Кризис заставил банкиров жить в других реалиях: прожившие восемь лет в эпоху бешеного спроса на кредиты они столкнулись с массовым невозвратом кредитов, оттоком средств клиентов и отсутствием «длинных» денег.
Этого оказалось достаточно, чтобы банки впали в ступор: кредитный портфель не рос с марта, а «плохие» долги стали давить на капитал и прибыль. Власти дали четко понять, что государство не собирается брать на себя плохие долги, создавая «Bad Bank».
Банкиры оказались между двух огней: то ли выдавать кредиты и брать на себя дополнительные риски по их невозврату, то ли остаться без клиентов и средств к существованию. В этом вопросе самым оптимистичным вновь показывает себя ЦБР, предсказывая 15- процентный рост кредитов в следующем году.
Глава ВТБ 24 Михаил Задорнов пророчит банкам борьбу за выживание и клиента в 2010 году.
«Мы увидим жестокую конкуренцию в банковском секторе, подобную той, что была на рынке депозитов в этом году. Она перейдет на рынок кредитования: банки будут искать возможность нарастить портфели, чтобы не потерять бизнес… Многие банки не найдут себе места на рынке», — считает он.
По мнению Шлемова из ВТБ Капитала, в 2010 году многое будет зависеть от того, как банки будут справляться с «плохими» долгами, и распускать резервы.
Роспуск резервов позволит банкам остаться прибыльными и развивать бизнес: два крупнейших госбанка РФ — ВТБ и Сбербанк — надеются пройти пик резервирования в первом полугодии 2010 года.
В этом году сэкономить на провизиях банкам РФ помог льготный режим резервирования, благодаря которому они сохранили 400-500 миллиардов рублей и который будет действовать еще первую половину следующего года.
На балансы банков давят и непрофильные активы, доставшиеся им за долги.
«Ситуация на следующий год видится не сильно в розовом цвете — некоторые банки за пределами крупных будут иметь проблемы с капиталом», — говорит Шлемов.
Риски достаточности капитала у банков из топ-100 в ближайшие полгода отмечает и ЦБР.
© Оксана Кобзева, Thomson Reuter