| RSS

Временная администрация и ликвидация банков

В связи с возникновением проблем в банковской системе Украины публикуем выдержку из Закона Украины «О банках и банковской деятельности», которая касается работы временной администрации и ликвидации банков. 

Закон о банках и банковской деятельности

Раздел V — Временная администрация и ликвидация банков

Глава 15 — Временная администрация

Статья 75. Назначение временной администрации

Национальный банк Украины обязан назначить временную администрацию в случае существенной угрозы платежеспособности банка.

Национальный банк Украины имеет право назначить временную администрацию банка в случае:

  1. двух или более нарушений банком законных требований Национального банка Украины;
  2. уменьшение размера регулятивного капитала банка на 30 процентов в течение последних 6 месяцев;
  3. если банк в течение 5 рабочих дней не выполняет 10 и больше процентов своих просроченных обязательств;
  4. ареста или вступления в законную силу обвинительного приговора относительно преступных деяний руководителей банка;
  5. совершения банком действий по сокрытию счетов, каких-либо активов, реестров, отчетов, документов;
  6. необоснованного отказа банка в предоставлении документов или информации, предусмотренных настоящим Законом, уполномоченным представителям Национального банка Украины;
  7. наличия публичного конфликта в руководстве банка;
  8. наличия ходатайства банка о назначении временной администрации;
  9. осуществления банком операций с высоким уровнем риска, которые привели или могут привести к потере активов или доходов;
  10. нарушение законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Временная администрация приступает к исполнению своих обязанностей немедленно после принятия решения о ее назначении.

Руководителем временной администрации является временный администратор, который назначается Национальным банком Украины. Национальный банк Украины имеет право назначить одно и то же лицо временным администратором двух и более банков.

Национальный банк Украины имеет право на период временного отсутствия временного администратора уполномочить на выполнение его функций лицо, отвечающее требованиям, установленным настоящим Законом к временному администратору.

Национальный банк Украины назначает временную администрацию на срок до одного года.

Национальный банк Украины имеет право продлевать действие временной администрации для системообразующих банков на срок до восемнадцати месяцев.

Статья 76. Требования к временному администратору

Временным администратором может быть:

  • юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по временной администрации и/или ликвидации банков, по оказанию аудиторских, юридических или консультационных услуг и имеет не менее трех работников с сертификатом Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и/или ликвидации банка;
  • независимый эксперт (по договору);
  • служащий Национального банка Украины.

К участию во временной администрации допускаются лишь лица, имеющие сертификат Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и ликвидации банка, высокие профессиональные и моральные качества, безупречную деловую репутацию, экономическое или юридическое образование и опыт, необходимый для выполнения функций временного администратора.

Национальный банк Украины имеет право в какой-либо момент отстранить временного администратора от исполнения обязанностей в случае несоответствия его деятельности установленным настоящим Законом требованиям.

Оплата труда временного администратора, а также специалистов, привлеченных им для обеспечения выполнения своих полномочий, осуществляется согласно заключенным с ними договорам.

Оплата труда временного администратора и привлеченных им специалистов осуществляется за счет банка, в который его назначили.

Размер оплаты труда привлеченных специалистов устанавливает временный администратор в пределах сметы расходов временной администрации, утвержденной Национальным банком Украины.

Дополнительное вознаграждение временному администратору и специалистам может устанавливаться в пределах сметы с согласия Национального банка Украины.

Временным администратором не может быть лицо:

  1. являющееся кредитором, связанным лицом или акционером банка;
  2. имеющее судимость, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке, или являющееся обвиняемым по уголовному делу;
  3. не выполнившее своих обязательств перед каким-либо банком.

Для выявления конфликта интересов лицо до момента назначения временным администратором обязано предоставить Национальному банку Украины информацию о своих личных и деловых интересах, в частности о:

  1. задолженности перед банком, трудовых отношениях с ним или владении имущественными правами банка;
  2. отношениях за предыдущие пять лет с каким-либо банком как его связанным лицом;
  3. невыполнении каких-либо обязательств по отношению к какому-либо банку за последние пять лет;
  4. владении имуществом, конкурирующим с имуществом банка;
  5. других интересах, которые могут повредить непредвзятому выполнению функций временного администратора;
  6. информации об отсутствии конфликта интересов с Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины перед назначением временного администратора обязан убедиться в том, что конфликт интересов отсутствует.

В случае возникновения конфликта интересов после назначения временного администратора он обязан принять меры по устранению конфликта интересов и одновременно уведомить об этом Национальный банк Украины, который решает вопрос о возможности продолжения работы временного администратора.

Временный администратор не имеет права:

  1. осуществлять деятельность при наличии конфликта интересов, за исключением случаев, когда об этом известно Национальному банку Украины и он разрешил продолжить работу;
  2. принимать прямо или опосредованно какие-либо услуги, подарки и другие ценности от лиц, заинтересованных в осуществлении каких-либо действий, связанных с назначением временной администрации;
  3. использовать или разрешать использовать имущество, которое временный администратор имеет право контролировать, в своих интересах или в интересах третьих лиц;
  4. давать обещания или принимать обязательства от имени Национального банка Украины без его письменного разрешения;
  5. разглашать банковскую тайну и другую служебную информацию, если это не связано с выполнением функций временного администратора.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение временным администратором своих полномочий в соответствии с настоящим Законом, что причинило убытки банку или кредиторам, может быть основанием для прекращения исполнения им обязанностей и лишения сертификата на право осуществления временной администрации и ликвидации банков.

В случае причинения убытков действиями или бездействием временного администратора банк и/или кредиторы имеют право обратиться с иском в суд об их возмещении.

Статья 77. Страхование ответственности, жизни и здоровья временного администратора

Финансовая ответственность, жизнь и здоровье временного администратора должны быть застрахованы согласно договору об осуществлении временной администрации в соответствии с действующим законодательством Украины.

Статья 78. Последствия назначения временного администратора

Со дня назначения временного администратора полномочия общего собрания, наблюдательного совета и правления (совета директоров) банка переходят к временному администратору. Соглашения, заключенные руководителями банка после назначения временного администратора, являются недействительными с момента заключения.

В случае назначения Национальным банком Украины временной администрации банка реорганизация банка и эмиссия акций банка осуществляются по решению временного администратора в порядке, который устанавливается Национальным банком Украины.

Временный администратор имеет право назначить своим решением наблюдательный (наблюдательный) совет и правление банка после осуществления им реорганизации и / или эмиссии акций банка.

Статья 79. Объявление о назначении временного администратора

В течение трех дней после назначения временного администратора Национальный банк Украины размещает информацию об этом в газете «Урядовий курьер» или «Голос Украины».

Решение о назначении временной администратории Национальный банк Украины направляет в главный офис и в каждое территориально обособленное отделение банка, филиал с указанием даты начала осуществления временной администрации.

Статья 80. Права и обязанности временного администратора

Временный администратор незамедлительно после своего назначения обязан обеспечить сохранение активов и документации банка, а также активов и документации аффилиированных лиц, в которых банк имеет участие, превышающее 50 процентов.

В течение одного месяца со дня назначения временный администратор обязан провести инвентаризацию банковских активов и пассивов и составить баланс.

Со дня своего назначения временный администратор имеет полное и исключительное право управлять банком и обязан принимать все необходимые меры для приведения деятельности банка в правовую и финансовое соответствие с требованиями настоящего Закона и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины с целью защиты интересов вкладчиков и других кредиторов.

В частности, временный администратор имеет право:

  1. продолжать или прекращать любые операции банка;
  2. выполнять любые действия, решения от имени банка;
  3. расторгать в порядке, установленном законодательством Украины, любые соглашения с участием банка, которые, по мнению временного администратора, являются убыточными или ненужными для банка;
  4. заявлять имущественные иски в судебные органы;
  5. обращаться в судебные органы с заявлениями о вынесении решения, в соответствии с которым должник банка должен предоставить информацию о своих активах;
  6. привлекать к работе во временной администрации любого служащего, эксперта, консультанта, а также поручать руководителям банка совершение действий по оказанию необходимой помощи временной администрации. Временный администратор имеет право отстранить таких лиц от исполнения обязанностей в любое время;
  7. с соблюдением требований законодательства Украины о труде освободить или перевести на другую должность любого из руководителей или служащих банка, пересмотреть их служебные обязанности, изменить размер их заработной платы;
  8. приостановить распределение капитала банка или выплату дивидендов в любой форме;
  9. отчуждать активы и / или обязательство банка с целью его финансового оздоровления;
  10. осуществить реорганизацию банка.

Временный администратор обязан получить разрешение Национального банка Украины на отчуждение активов банка, балансовая стоимость которых превышает размер, установленный Национальным банком Украина.

При исполнении своих обязанностей временный администратор по своему статусу приравнивается к представителю Национального банка Украины. Какое-либо лицо, умышленно препятствующее доступу временного администратора к банку, его активам, книгам, записям, документам, несет ответственность согласно законодательству Украины. Правоохранительные органы обязаны оказывать помощь временному администратору в его работе на основании письменного обращения.

Временный администратор принимает меры, предусмотренные программой финансового оздоровления банка, в том числе уступка права требования, перевод долга или реорганизации банка, без уведомления и получения согласия акционеров, должников, кредиторов (вкладчиков) банка. Акционеры, кредиторы (вкладчики) банка не имеют права требовать прекращения или досрочного выполнение обязательств банка и возмещения им убытков при выполнении мероприятий, предусмотренных программой финансового оздоровления банка.

Лицо, являющееся стороной договора о передаче активов и / или обязательств банка, в котором введена временная администрация, освобождается от уплаты любых платежей, связанных с отчуждением / получением таких активов и / или обязательств, по внесение изменений в государственные реестры и платы за услуги, предоставляются государственными органами.

Временный администратор при принятии решений об одновременном отчуждение активов и обязательств банка обязан обеспечить приоритетность защиты интересов кредиторов банка в соответствии с очередности удовлетворения требований кредиторов, установленной статьей 96 настоящего Закона.

К банку-правопреемнику, который создается в результате реорганизации банка временным администратором путем выделения не применяются требования статей 31 и 32 настоящего Закона. Размер и порядок формирования уставного капитала такого банка-правопреемника определяется Национальным банком Украины. Временный администратор обязан продать такое банк-правопреемник до завершения процедуры временной администрации.

Для компенсации покупателю разницы между стоимостью обязательств и активов, которые отчуждаются, государство оказывает финансовую помощь финансовом учреждении (в том числе санационному банка), в пользу которого отчуждаются активы и / или обязательство банка, в размере, не превышает разницы между обязательствами перед физическими лицами — вкладчиками банка в пределах сумм, подлежащих возмещению Фондом гарантирования вкладов физических лиц, в том числе отчужденными, и стоимостью отчужденных в пользу финансового учреждения активов банка. Стоимость активов банка, которые отчуждаются в пользу финансовой учреждения, определяется независимыми оценщиками в соответствии с закона об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельность в Украине.

Государство оказывает финансовую помощь за счет средств Государственного бюджета Украины или путем передачи государственных облигаций Украины соответствии с решениями Кабинета Министров Украины. Объем финансовой помощи на следующий год предусматривается в законе о Государственном бюджет Украины в денежной форме и / или в правах на осуществление эмиссии государственных облигаций Украины. Порядок предоставления и использования государственной финансовой помощи определяется Кабинетом Министров Украины по согласованию с комитетами Верховной Рады Украина по вопросам финансов и банковской деятельности и по вопросам бюджета.

Государственная помощь также может предоставляться путем передачи государственных облигаций Украины, выпущенных или полученных сверх объемов, утвержденные в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год с соответствующей корректировкой предельного размера государственного долга Украина.

На объем выпущенных государственных облигаций Украины Министерство финансов Украины увеличивает соответствующие показатели финансирования государственного бюджета сверх объемов, утвержденных в приложении N 2 закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Статья 81. Предотвращение перевода активов банка до момента назначения временного администратора

Временный администратор может обращаться в суд с требованием признания соглашений недействительными, если по этим соглашениям осуществлены:

  1. платеж или операция с имуществом (совершенные в течение шести месяцев до назначения временного администратора) с целью предоставления льгот отдельным кредиторам банка;
  2. какая-либо операция со связанным лицом банка, которая была осуществлена в течение одного года до момента назначения временного администратора, если такая операция не отвечает требованиям законодательства Украины или угрожает интересам вкладчиков и кредиторов банка;
  3. хозяйственные операции, где оплата значительно превышала реальную стоимость товаров, услуг, другого имущества, полученного банком, совершенные в течение трех лет до назначения временного администратора;
  4. какие-либо операции с имуществом на бесплатной основе, совершенные в течение трех лет до назначения временного администратора;
  5. какие-либо действия, с целью сохранения имущества от кредиторов, либо другое нарушение их прав, совершенные за три года до назначения временного администратора;
  6. какие-либо хозяйственные операции, основанные на представлении поддельных документов либо мошенничестве.

При обращении в суд временный администратор не уплачивает государственную пошлину.

Статья 82. Бесперебойное оказание услуг

Лицо, сдающее банку помещение в аренду или оказывающее коммунальные услуги, услуги связи, не имеет права со дня назначения временного администратора отказывать в оказании подобных услуг из-за назначения временного администратора.

Статья 83. Организация работы временного администратора

Временный администратор не позднее чем через две недели со дня назначения представляет Национальному банку Украины предварительный отчет.

Предварительный отчет должен включать результаты общей оценки соответствия деятельности банка требованиям настоящего Закона и нормативно-правовым актам Национального банка Украины и предложения по приведению деятельности банка в правовую и финансовую соответствие с требованиями настоящего Закона и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Если временная администрация назначена в связи с ухудшением финансового состояния банка или по заключению Национального банка Украины финансовое состояние банка ухудшилось, предварительный отчет также должен включать:

  1. результаты предварительной оценки финансового состояния банка (состояние кредитного портфеля, активов и обязательств, ликвидности т.д.);
  2. предложение относительно суммы средств, необходимых для восстановления платежеспособности банка, или необходимости отзыва банковской лицензии и ликвидации банка;
  3. предложения относительно возможных путей финансового оздоровления банка (капитализация банка за счет участников и / или инвесторов, продажа активов для погашения обязательств, реорганизация и т.д.).

Временный администратор принимает меры для восстановления деятельности банка в соответствии с планом действий временного администратора, а в случае назначения временной администрации в связи с ухудшением финансового состояния банка — согласно программы финансового оздоровления банка.

Временный администратор представляет Национальному банку Украины:

  • план действий временного администратора в срок до двух недель с дня назначения временной администрации;
  • программу финансового оздоровления банка в срок до одного месяца после назначения временной администрации.

Временный администратор составляет план действий временного администратора или программу финансового оздоровления банка и представляет Национальному банку Украины отчет об их исполнении в порядке, установленном Национальным банком Украины.

Статья 84. Контроль за деятельностью временной администрации

Национальный банк Украины организует, координирует и контролирует деятельность временной администрации, а также дает указания, обязательные к исполнению временным администратором.

Национальный банк Украины рассматривает предварительный отчет временного администратора и утверждает план действий временного администратора или программу финансового оздоровления банка не позднее двух недель со дня подачи временной администратором соответствующих документов. В случае неутверждения в указанный срок плана действий временного администратора или программы финансового оздоровления банка Национальный банк Украины обязан в недельный срок назначить нового временного администратора.

Национальный банк Украины имеет право вносить дополнения в плана действий временного администратора или программы финансового оздоровления банка до и во время их выполнения.

Национальный банк Украины имеет право отозвать банковскую лицензию, инициировать ликвидацию банка в любое время, когда дойдет выводу, что финансовое оздоровление банка невозможно.

Статья 85. Мораторий

Национальный банк Украины во время осуществления временной администрации имеет право полностью или частично на срок не более чем три месяца ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка.

Национальный банк Украины размещает в день принятия решения о введении моратория информацию об этом на своем официальном веб-сайте и в течение трех дней в газете «Урядовый курьер» или «Голос Украины».

В течение действия моратория:

  1. запрещается осуществлять взыскание на основании исполнительных документов и других документов, по которым осуществляется взыскание, и принятия мер, направленных на обеспечение такого взыскания соответствии с законодательством Украины;
  2. не начисляются неустойка (штраф, пеня), другие финансовые (Экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед кредиторами и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

Мораторий не распространяется на обязательства, связанные с обслуживанием хозяйственной деятельности банка, в том числе выплатой заработной платы, авторского вознаграждения, возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью работников банка, а также требования кредиторов по выплате заработной платы, алиментов, пенсий, стипендий, социальных пособий в пределах установленных временным администратором лимитов.

Мораторий не распространяется на обязательства банка по перечисление органам Пенсионного фонда Украины единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, на обязательства по возврату фондам обязательного государственного социального страхования размещенных на депозитных счетах в банках временно свободных средств, в том числе резервов средств этих фондов

С момента окончания действия моратория на удовлетворение требований кредиторов:

  • неустойка (штраф, пеня), а также суммы причиненных убытков, банк обязан возместить кредиторам по денежным обязательствами, могут быть заявлены к уплате в размерах, существовавших на дату введения моратория, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
  • начисление неустойки (штрафа, пени), других экономических санкций восстанавливается (а относительно обязательств, которые возникли во время действия
  • моратория, — начинается) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед кредиторами;
  • начинается отсчет сроков зачисления налогов, сборов (Обязательных платежей) в размерах, которые учитываются на дату окончания действия моратория;
  • финансовые санкции в виде пени и штрафов, которые предусмотрены Налоговым кодексом Украины за неисполнение или ненадлежащее исполнение банком обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) начисляются на суммы задолженностей, которые учитываются на дату окончания действия моратория.

Статья 86. Прекращение деятельности временного администратора

Временный администратор прекращает свою деятельность со дня принятие Национальным банком Украины решения о прекращении временной администрации или устранение временного администратора от исполнения обязанностей.

Статья 86-1. Санационный банк

Кабинет Министров Украины по представлению Национального банка Украина, согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности, имеет право создать санационный банк, который не является участником Фонда гарантирования вкладов физических человек.

Основной задачей санационного банка является защита интересов вкладчиков (кредиторов) банков.

Банк приобретает статус санационного с момента выдачи ему Национальным банком Украины лицензии санационного банка и имеет право осуществлять только операции, предусмотренные этой лицензией.

Порядок выдачи лицензии санационного банка, регулирование деятельности и надзор за санационным банком осуществляются в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами Национального банка Украина, согласованным с Кабинетом Министров Украины и Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности.

Глава 16 — Ликвидация банков

Статья 87. Правовые основания ликвидации банка

Банк может быть ликвидирован:

  1. по инициативе собственников банка;
  2. по инициативе Национального банка Украины (в том числе по заявлению кредиторов).

Ликвидация банка по инициативе собственников осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Украины о хозяйственных обществах, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом и с согласия Национального банка Украины.

Ликвидация банка по инициативе Национального банка Украины осуществляется в соответствии с настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Национальный банк Украины обязан в течение двух дней после принятия решения о ликвидации банка уведомить об этом Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

В случае обжалования в судебном порядке решения Национального банка о ликвидации банка Национальный банк Украины уведомляет об этом Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

Статья 88. Особенности ликвидации банка в случае его неплатежеспособности

Право обращения в суд с заявлением о признании банка неплатежеспособным и его ликвидации имеют:

  1. кредиторы банка;
  2. Национальный банк Украины.

Лица, указанные в пункте 1 части первой настоящей статьи, направляют заказным письмом в Национальный банк Украины заявление о ликвидации банка при наступлении признаков неплатежеспособности банка с приложением документально подтвержденных доказательств наличия неисполненных денежных обязательств банка перед ними. Если в течение одного месяца со дня направления заявления указанные лица не получили ответ Национального банка Украины, они имеют право обратиться в суд с заявлением о признании банка неплатежеспособным.

Законодательство Украины о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом при рассмотрении судом дела о признании банка неплатежеспособным применяется в части, не противоречащей нормам настоящего Закона.

При подготовке дела к рассмотрению судья получает обоснованное заключение Национального банка Украины о целесообразности ликвидации банка или решение Национального банка Украины об отзыве банковской лицензии и назначении ликвидатора. Национальный банк Украины обязан представить один из указанных документов в течение месяца со дня получения запроса суда.

Отрицательное заключение Национального банка Украины о целесообразности отзыва банковской лицензии и ликвидации банка является основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Если банк-должник не способен исполнить свои обязательства в соответствии с решением суда о принудительном взыскании в течение шести месяцев и за это время не достигнуты договоренности о реструктуризации определенного долга, Национальный банк Украины обязан отозвать лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка.

Дело о признании банка неплатежеспособным по заявлению лиц, указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи, может быть возбуждено лишь после отзыва банковской лицензии.

После отзыва банковской лицензии санация банка не допускается.

Орган, инициировавший решение о ликвидации, назначает ликвидатора. Ликвидатор приступает к исполнению обязанностей незамедлительно после отзыва лицензии.

В течение одного месяца со дня принятия дела к рассмотрению суд должен определиться в отношении иска о ликвидации банка. Единственным вопросом, который принимается к рассмотрению судом по делу о ликвидации банка, является заключение Национального банка Украины о целесообразности ликвидации банка и соответствие применения процедуры ликвидации со стороны Национального банка Украины требованиям настоящего Закона.

В своем решении суд должен подтвердить кандидатуру ликвидатора или назначить такого, который отвечает требованиям настоящего Закона. Единственным основанием отклонения кандидатуры ликвидатора, назначенного Национальным банком Украины, может быть наличие конфликта интересов, ставшего известным суду.

Рассмотрение дела в суде о ликвидации банка не останавливает деятельности ликвидатора, назначенного Национальным банком Украины. Процедура ликвидации банка должна быть завершена не позднее трех лет со дня отзыва банковской лицензии.

Национальный банк Украины имеет право продолжать процедуру ликвидации банков на срок до одного года, а системообразующих банков — на срок до двух лет.

Статья 89. Объявление о ликвидации

Ликвидатором осуществляется опубликование сведений об открытии ликвидационной процедуры в газете «Урядовий куьер» или «Голос Украины» за счет банка в сроки, предусмотренные законами Украины, со дня принятия Национальным банком Украины решения об отзыве лицензии или собственником банка решения о ликвидации банка.

Сведения об открытии ликвидационной процедуры должны содержать наименование и другие реквизиты ликвидируемого банка, дату принятия Национальным банком Украины решения об отзыве лицензии или дату принятия решения собственника банка о ликвидации банка и назначении ликвидатора, сведения о ликвидаторе.

В течение одного месяца со дня опубликования объявления об открытии ликвидационной процедуры кредиторы имеют право заявить ликвидатору о своих требованиях к банку.

Не разрешается опубликование или разглашение иным образом сведений о неплатежеспособности банка до дня принятия решения о его ликвидации.

Лица, виновные в разглашении данной информации, несут ответственность согласно законам Украины.

Статья 90. Требования к ликвидатору и условия его назначения

Ликвидатором может быть назначено:

  1. физическое лицо, отвечающее требованиям, которые выдвигаются статьей 76 настоящего Закона к временному администратору;
  2. юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по временной администрации и ликвидации банков, по оказанию аудиторских, юридических или консалтинговых услуг и имеющее не менее трех работников с сертификатом Национального банка Украины на право осуществления временной администрации и ликвидации банка.

Финансовая ответственность, жизнь и здоровье ликвидатора должны быть застрахованы согласно законодательству Украины, нормативно-правовым актам Национального банка Украины и договору о ликвидации банка в соответствии с законом.

Статья 91. Последствия назначения ликвидатора

Со дня принятия решения об отзыве лицензии и назначении ликвидатора:

  1. прекращаются полномочия общего собрания, наблюдательного совета и правления (совета директоров) банка и временного администратора, который незамедлительно передает ликвидатору все дела;
  2. банковская деятельность банка завершается окончанием технологического цикла конкретных операций в случае, если это будет содействовать сохранению или увеличению ликвидационной массы;
  3. срок исполнения всех денежных обязательств банка и обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) считается наступившим;
  4. прекращается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и других экономических санкций по всем видам задолженности банка;
  5. сведения о финансовом положении банка перестают быть конфиденциальными или составлять банковскую тайну;
  6. заключение соглашений, связанных с отчуждением имущества банка или передачей его имущества третьим лицам, допускается в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
  7. отменяются арест, наложенный на имущество (в том числе на собственные средства банка на его счетах) банка, или иные ограничения по распоряжению его имуществом. Наложение новых арестов или иных ограничений по распоряжению имуществом банкрота не допускается;
  8. требования по обязательствам банка, возникшие при проведении ликвидации, могут предъявляться только в пределах ликвидационной процедуры.

Статья 92. Полномочия ликвидатора по осуществлению ликвидационной процедуры

Ликвидатор со дня своего назначения осуществляет следующие полномочия:

  1. принимает в свое ведение имущество банка, принимает меры по обеспечению его сохранности;
  2. выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом банка;
  3. осуществляет инвентаризацию и оценку имущества банка согласно законодательству; 3-1. имеет право отчуждать активы и / или обязательство банка;
  4. выполняет полномочия органов управления банка;
  5. возглавляет ликвидационную комиссию и формирует ликвидационную массу;
  6. предъявляет к третьим лицам требования по возвращению дебиторской задолженности банка, в том числе через судебные органы;
  7. имеет право получать кредит для выплаты выходного пособия работникам, увольняемым вследствие ликвидации банка, который возмещается в первую очередь согласно статье 95 настоящего Закона за счет средств, полученных от продажи имущества банка;
  8. со дня открытия ликвидационной процедуры уведомляет работников банка об увольнении и осуществляет его в соответствии с законодательством Украины о труде;
  9. заявляет в установленном законодательством порядке возражения по заявленным к банку требованиям кредиторов;
  10. заявляет отказ от выполнения договоров и в установленном законодательством порядке расторгает их;
  11. принимает меры, направленные на выявление и возвращение имущества банка, находящегося у третьих лиц;
  12. передает в установленном порядке на хранение документы банка, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами подлежат обязательному хранению;
  13. принимает меры, которые, по его мнению, дадут возможность получить максимальную выручку от продажи активов в кратчайший срок;
  14. реализует имущество банка для удовлетворения требований, включенных в реестр требований кредиторов;
  15. уведомляет о своем назначении государственный орган по вопросам банкротства в десятидневный срок со дня принятия решения и предоставляет государственному органу по вопросам банкротства информацию для ведения единой базы данных по предприятиям-банкротам;
  16. осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

Ликвидатор при принятии решений об отчуждении активов и / или обязательств банка обязан обеспечить приоритетность защиты интересов кредиторов банка согласно очередности удовлетворения требований кредиторов, установленной статьей 96 настоящего Закона.

Ликвидатор принимает решения о получении и отчуждения активов и / или обязательств без уведомления и получения согласия акционеров, должников, кредиторов (вкладчиков) банка.

Лицо, являющееся стороной договора о передаче активов и / или обязательств банка, при осуществлении ликвидационной процедуры банка освобождается от уплаты любых платежей, связанных с отчуждением / получением таких активов и / или обязательств, по внесение изменений в государственные реестры и платы за услуги, предоставляются государственными органами.

Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права руководителя (органов управления) банка. В течение трех дней со дня назначения ликвидатора руководители банка обеспечивают передачу бухгалтерской и другой документации банка, печатей и штампов, материальных и других ценностей банка ликвидатору. При уклонении от исполнения указанных обязанностей виновные лица несут ответственность в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

При исполнении своих обязанностей ликвидатор по своему статусу приравнивается к представителю Национального банка Украины. Любое лицо, умышленно препятствующее доступу ликвидатора к банку, его активам, книгам, записям, документам, несет административную или уголовную ответственность согласно законодательству. Правоохранительные органы обязаны оказывать помощь ликвидатору в его работе на основании письменного обращения.

Статья 93. Мероприятия по подготовке удовлетворения требований кредиторов

Ликвидатор прекращает прием требований кредиторов по окончании одного месяца со дня опубликования объявления о начале ликвидационной процедуры.

Ликвидатор в течение трех месяцев со дня опубликования объявления о начале ликвидационной процедуры осуществляет следующие мероприятия по удовлетворению требований кредиторов:

  1. определяет сумму задолженности каждому кредитору и относит требования к определенной очереди погашения;
  2. отклоняет требования в случае их неподтверждения;
  3. в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Фонда гарантирования вкладов физических лиц предоставляет Фонду в течение двадцати рабочих дней со дня наступления недоступности вкладов полный перечень вкладчиков, имеющих право на возмещение средств по вкладам, с определением их расчетной суммы, подлежащей возмещению;
  4. составляет перечень акцептованных им требований для утверждения Национальным банком Украины;
  5. извещает кредиторов об акцептовании требований;
  6. еженедельно в течение трех недель публикует объявление о дне и месте, где можно ознакомиться с перечнем требований, и о дате представления этого перечня Национальному банку Украины.

Кредиторы имеют право направлять ликвидатору свои возражения относительно признанных им требований в течение одного месяца со дня получения уведомления. Ликвидатор имеет право с разрешения Национального банка Украины погашать требования к банку до момента завершения составления перечня требований и его утверждения Национальным банком Украины лишь по соглашениям, обеспечивающим осуществление ликвидационной процедуры.

Ликвидатор обязан в двухмесячный срок со дня назначения направить уведомление всем клиентам, пользующимся услугами ответственного хранения, о необходимости изъять свои ценности в течение трех месяцев со дня объявления о начале ликвидационной процедуры.

Материальные ценности, находившиеся на ответственном хранении банка и не изъятые владельцами в указанный в уведомлении срок, считаются фондами, на которые не могут претендовать кредиторы банка.

Эти ценности переходят в распоряжение Национального банка Украины для возвращения законным владельцам.

Ипотечные активы, находящиеся в управлении банка или является обеспечением выполнения обязательств по сертификатами с фиксированной доходностью, эмитентом которых является банк, а также средства на счета фонда финансирование строительства или имущество фонда операций с недвижимостью, в включая средства на его счету, находящихся в управлении банка, не включаются в ликвидационную массу банка. Распоряжение этими активами осуществляется в соответствии с законами Украины «О ипотечное кредитование, операции с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах » и » О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью «.

Активы банка, включенные в состав ипотечного покрытия ипотечных облигаций, не включаются в ликвидационную массу банка. Отчуждение этих активов, в том числе принудительное, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об ипотечных облигациях».

Пенсионные активы не включаются в ликвидационную массу хранителя Накопительного пенсионного фонда, негосударственного пенсионного фонда и других банков. Распоряжение пенсионными активами Накопительного пенсионного фонда и активами негосударственных пенсионных фондов осуществляется в соответствии с законами Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечение».

Статья 94. Оценка имущества банка

Имущество, на которое обращается взыскание в ликвидационной процедуре, оценивается ликвидатором в порядке, установленном законодательством Украины. Для имущества, которое продается на аукционе, оценочная стоимость является начальной. Для осуществления оценки имущества ликвидатор имеет право привлекать на основании договора специалистов с оплатой их услуг за счет ликвидационной массы, если иное не установлено Национальным банком Украины.

Статья 95. Продажа имущества

После проведения инвентаризации и оценки имущества банка ликвидатор начинает продажу имущества на открытых торгах, если Национальным банком Украины не установлен иной порядок его продажи.

Порядок продажи имущества банка, состав, условия и сроки приобретения имущества согласовываются с Национальным банком Украины и сообщаются через средства массовой информации.

При поступлении двух и более предложений о приобретении имущества банка ликвидатор проводит конкурс (аукцион). Порядок проведения конкурса (аукциона) определяется согласно законодательству Украины.

Имущество банка, по обороту которого установлены ограничения, продается на закрытых торгах. В закрытых торгах участвуют лица, которые в соответствии с законодательством могут иметь указанное имущество в собственности или на основании иного вещного права в соответствии с гражданским законодательством Украины.

Порядок уступки требований банка регулируется гражданским законодательством Украины.

Ликвидатор имеет право выставить на открытые торги ценные бумаги и требования банка, если иной способ продажи (уступки) требований банка не установлен Национальным банком Украины.

Статья 96. Очередность и порядок удовлетворения требований к банку, оплата расходов и осуществление платежей

Средства, полученные в результате ликвидационной процедуры, направляются на удовлетворение требований кредиторов в следующей очередности:

  • 1) обязательства, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • 2) денежные требования по заработной плате, возникшие из обязательств банка перед работниками до возбуждения процедуры ликвидации банка;
  • 2-1) требования Пенсионного фонда Украины по обязательствам перед накопительным пенсионным фондом и требования негосударственных пенсионных фондов;
  • 3) требования Фонда гарантирования вкладов физических лиц, возникли в случаях, определенных законодательством о гарантировании вкладов физических лиц;
  • 4) требования вкладчиков — физических лиц в части, превышающей сумму, выплаченную Фондом гарантирования вкладов физических лиц;
  • 5) требования Национального банка Украины, возникшие в результате снижения стоимости залога, предоставленного для обеспечения кредитов рефинансирования;
  • 5-1) требования центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, которые возникли в связи с предоставлением возвратной финансовой помощи за исключением взносов в уставный капитал;
  • 6) требования физических лиц, платежи которых или платежи по имени которых заблокировано (кроме физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности);
  • 7) иные требования, кроме требований по субординированным долгом;
  • 8) требования по субординированным долгом.

Оплата расходов, связанных с осуществлением ликвидационной процедуры, осуществляется вне течение всей процедуры ликвидации банка в пределах сметы расходов, утвержденной Национальным банком Украины. Эти расходы, в частности, относятся:

  • оплата государственной пошлины;
  • расходы на опубликование объявления о ликвидации банка;
  • расходы на публикацию информации о порядке продажи имущества банка;
  • расходы ликвидатора, связанные с содержанием и сохранением активов банка;
  • затраты на оценку и продажу имущества;
  • расходы на проведение аудита;
  • затраты на оплату работы ликвидатора (включая привлеченных для обеспечение осуществления полномочий ликвидатора лиц);
  • расходы на выплату выходного пособия уволенным работникам банка;
  • оплата кредита, полученного для выплаты выходного пособия.

Имущество банка, являющегося предметом залога, включается в состав ликвидационной массы, но используется исключительно для внеочередного удовлетворения требований залогодержателя.

Залогодержатель вправе по согласованию с ликвидатором осуществить реализацию заложенного имущества в порядке, установленном действующим законодательством или договором залога, и получить удовлетворения своих требований полностью или частично.

В случае недостаточности средств от реализации заложенного имущества для удовлетворения признанных ликвидатором кредиторских требований залогодержателя не удовлетворены требования подлежат удовлетворению в порядке очередности, установленной настоящим Законом.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются по мере поступления на счет средств от продажи имущества банка после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В случае недостаточности средств, полученных от продажи имущества банкрота, для полного удовлетворения всех требований одной очереди требования удовлетворяются пропорционально сумме требований, которое принадлежит каждому кредитору одной очереди.

В случае отказа кредитора от удовлетворения признанного в установленном порядке требования ликвидатор не учитывает сумму денежных требований этого кредитора.

Требования, заявленные после окончания срока, установленного для их подачи, не рассматриваются и считаются погашенными.

Требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными.

В случае, если на момент окончания срока ликвидации остались непроданными активы банка и немедленная продажа будет иметь последствием существенную потерю их стоимости, ликвидатор передает такие активы в управление определенному Национальным банком Украины юридическому лицу, которое обязано принять меры по продлению погашения задолженности кредиторов банка за счет полученных активов.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственникам, а имущество государственных банков — соответствующему органу приватизации для последующей продажи. Средства, полученные от продажи этого имущества, направляются в Государственный бюджет Украины.

Имущество кооперативных банков, оставшееся после удовлетворения потребностей (требований) кредиторов, подлежит использованию в соответствии с законодательством Украины о кооперации.

Статья 97. Оплата труда лиц, привлеченных к ликвидации

Оплата труда ликвидатора и лиц, привлеченных для помощи ликвидатору, осуществляется согласно порядку, определенному настоящим Законом для временного администратора и привлеченных им специалистов, и должна быть не ниже уровня оплаты труда работников банка за оказание аналогичных услуг с учетом объема и сложности работы.

Статья 98. Завершение ликвидации

Ликвидация банка считается завершенной, а банк ликвидированным с момента внесения записи об этом в Государственный реестр банков после принятия отчета ликвидатора.

Как сообщалось с начала марта в Украине введена временная администрация в 4 банка: Брокбизнесбанк, Форум, Реал-банк, банк «Меркурий».

Join the Forum discussion on this post

Новости по теме

Распечатать Распечатать
Оставить комментарий 22810 просмотров, 8 - сегодня |
  • Рубрики

  • Top Posts of the Day





  • <