| RSS

accounting outsourcing in ukraine

Поменялась электронная подпись: Украина переходит с ЭЦП на КЭП

9 Ноябрь, 2020 | 1 комментарий | Размещено в банк, ИТ, Украина

С 9 ноября 2020 года все государственные учреждения и нотариусы должны пользоваться квалифицированной электронной подписью — КЭП, которая пришла на замену ЭЦП — электронной цифровой подписи. Разница заключается в более высоком уровне защиты. Все же компании и предприниматели должны перейти на КЭП с 1 января 2022 года. 

Напомним, что Закон «Об электронных доверительных услугах» от 5 октября 2017 года № 2155-VIII вступил в действие с 7 ноября 2018 года, и согласно нему плавный переход с ЭЦП на КЭП осуществлялся в течение 2 лет. На протяжении этого периода Аккредитованные центры сертификации ключей уже выдавали налогоплательщикам КЭП, но советуем на всякий случай проверять, какой именно у вас тип подписи.

Если раньше в центрах сертификации можно было получать ключи и хранить их где угодно, например, на жестком диске ноутбука, откуда при необходимости можно было их извлекать, то теперь их надо хранить на так называемых токенах — защищенных флешках, которые выдаются АЦСК.

Токен (или аппаратный ключ) — флеш-накопитель, имеющий уникальный инвентарный номер и утвержденный Госспецсвязи. Защищенность электронной подписи, которая хранится на токене, обеспечивается следующими факторами:

  • когда пользователь подписывает документы, сервис электронного документооборота считывает не только сам файл, но и параметры носителя, на котором он хранится;
  • токен защищен от открытия данных, потому ключ из него невозможно скопировать на другое устройство;
  • существует ограничение на допустимое количество введений пароля.

А теперь внимание! Токены стоят в АЦСК от 700 до 1500 гривен. То есть при себестоимости носителя в 50 грн центры сертификации, выдавая их налогоплательщикам, будут зарабатывать в 15-30 раз больше. Не говоря уже об удобствах, ведь флешки могут теряться или переставать работать, и от этого никто не застрахован. И на каждой такой токен-флешке будет храниться всего один файл с КЭП. То есть, если у вас несколько счетов, то под каждый нужно получить (купить) свой токен.

Фактически, создается еще один рынок — КЭП, объем которого экспертами оценивается в миллиард гривен, поскольку в Украине имеется около миллиона юридических лиц и предпринимателей (ФЛП), которые должны будут платить за токены в среднем по 1000 грн.

Плюс заключается в том, что физические токены приобретать должны лишь:

  • представители органов государственной власти;
  • представители органов местного самоуправления;
  • работников государственных учреждений, предприятий, организаций;
  • нотариусы;
  • государственные регистраторы и субъекты, исполняющие их обязанности согласно уполномочиванию государства.

Предприниматели и компании смогут и дальше пользоваться Bank ID и Mobile ID, предоставляемыми банками и мобильными операторами. Но не исключено, что данные услуги станут платными после окончательного внедрения КЭП и будут стоить те же 1000 грн в год. К примеру, в банках будет повышена стоимость месячного обслуживания для клиентов.

Крупному же бизнесу, участвующему в государственных тендерах, придется приобретать КЭП уже сейчас, не дожидаясь наступления 2022 года, поскольку именно с ними можно будет осуществлять сделки с госучреждениями.

И еще один нюанс. В Украине отдельно идет “паспортизация” новыми ID-картами, и именно они могут быть теми самыми токенами с КЭП, поскольку на них хранится личная информация в защищенном виде. Но для них дорогие устройства считывания информации. И никакого упрощения для граждан с использованием ID-карт нет, ведь почти везде приходится подавать бумажные копии этих карт с выписками из реестров. Так что государство (или его отдельные представители) решили заработать дважды — на выдаче новых паспортов и новых КЭП.

(c) Герман Богапов, InternetUA

»Главная страница«

Оставить комментарий 352 просмотров, 1 - сегодня |
Follow Discussion

1 комментарий to “Поменялась электронная подпись: Украина переходит с ЭЦП на КЭП”

  1. admin:

    На виконання частини восьмої статті 30 Закону України «Про електронні довірчі послуги», пункту 3 розділу IV Порядку ведення Довірчого списку, затвердженого наказом Міністерства цифрової трансформації України від 08 липня 2020 року № 104, зареєстрованого в Міністерстві юстиції України 29 липня 2020 року за № 719/35002, у зв’язку із поданням Засвідчувального центру до Довірчого списку внесено відомості про нового надавача кваліфікованих електронних довірчих послуг АКЦІОНЕРНЕ ТОВАРИСТВО «КРЕДІ АГРІКОЛЬ БАНК» (далі – Надавач) та кваліфіковані електронні довірчі послуги, які надаються Надавачем.

    Також до Довірчого списку додано чотири кваліфіковані сертифікати відкритих ключів, сформовані Засвідчувальним центром, які Надавач використовуватиме для надання відповідних кваліфікованих електронних довірчих послуг, та які відповідають таким послугам:

    Кваліфікована електронна довірча послуга формування, перевірки та підтвердження чинності кваліфікованого сертифіката електронного підпису чи печатки – один сертифікат за міжнародним алгоритмом RSA та один сертифікат за алгоритмом ДСТУ.

    Кваліфікована електронна довірча послуга формування, перевірки та підтвердження кваліфікованої електронної позначки часу – один сертифікат за міжнародним алгоритмом RSA та та один сертифікат за алгоритмом ДСТУ.

Оставить комментарий





<