| RSS

accounting outsourcing in ukraine

Из пустого в порожняк

Неделю назад Бизнес писал о сложностях, связанных с выполнением Бюджета-2011. Заключаются они в основном в том, что даже при реализации планов по наполнению доходной части бюджета государству катастрофически не хватает средств для финансирования расходов.

В следующем году, с учетом состояния мировой экономики и приближающихся выборов у нас в стране, проблем вряд ли станет меньше. Но, похоже, фантазии представителей нынешней власти хватает лишь на то, чтобы решать их экстенсивным путем — введением новых или повышением ставок действующих налогов.

Две недели назад БИЗНЕС писал об анекдотичном законопроекте о налоге на богатство, подготовленном под патронатом вице-премьера Сергея Тигипко. В его же ведомстве, Минсоцполитики, был подготовлен другой нелепый документ — о введении пенсионного сбора по операциям с офшорными юрисдикциями.

Впрочем, в случае принятия любого из этих документов будет не до смеха. Бюджету вряд ли перепадет что-то существенное, а вот проблемы могут возникнуть у довольно широкого круга наших граждан!

Однако бодрыми инициативами представителя советского комсомола во власти, кстати, не понаслышке знающего, как пользоваться офшорами, дело не ограничивается. Сразу два законопроекта подобного толка предложил депутат-«регионал» Олег Царев.

Странности

Прежде всего следует вспомнить его (совместный с Юрием Каракаем) законопроект №9356 от 28.10.11 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов», который 18 ноября был принят Верховной Радой в первом чтении.

Документ предусматривает увеличение ряда ставок (по акцизам, сбору за первую регистрацию транспортного средства, экологическому налогу, рентной плате за добычу углеводородов, плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с ней, плате за землю, сбору за пользование радиочастотным ресурсом, сборам за специальное использование воды и лесных ресурсов), выраженных в абсолютных величинах, на индекс цен производителей или индекс потребительских цен.

В отсутствие данных за 2011 г. индексы взяты из правительственного постановления №701 от 11.08.10 г., которым утверждены макропрогнозы на 2011 г.

Налоговый кодекс (п.4 раздела XIX) действительно предусматривает ежегодное внесение в парламент до 1 июня законопроекта о пересмотре таких ставок. Делать это должен Кабмин, и соответствующая попытка даже была осуществлена почти в установленный срок. Однако правительственный законопроект №8630 от 03.06.11 г. в итоге не был включен депутатами даже в повестку дня.

Еще одно несоответствие представляется более значимым: в указанных положениях Кодекса упоминаются 9 платежей, но не устанавливается никакой связи между внутриукраинскими ценовыми индексами и ставками рентной платы за добычу углеводородов.

Однако ни профильный Комитет парламента, ни сама Верховная Рада не обратили внимания на этот нюанс. Более того, в решении Комитета указывается, что в законопроекте №9356 ставки проиндексированы в соответствии с последней редакцией постановления №701.

То есть по индексу цен производителей 117,9% — для платежей, связанных с использованием недр, и по индексу потребительских цен 108,9% — для остальных платежей. На самом же деле ставки платежей, связанных с использованием недр, проиндексированы по «старому» индексу 111,3%! Хотя соответствующие изменения в постановление были внесены еще 6 июня — за три с половиной месяца до регистрации законопроекта №9356.

С учетом динамики ценовых индексов это означает, что в случае принятия Закона в предложенном виде ставки платежей для пользователей недр повысятся на величину, меньшую, чем реальный индекс. А все прочие ставки, наоборот, на величину большую, чем реальный индекс!

Наконец, стоит отметить, что, повышая на индекс инфляции ставки, размер которых номинирован в евро (в частности, акцизы на нефтепродукты), украинская власть признает, что «евровая» инфляция в Украине равна гривневой. Это, конечно, не совсем так, хотя бы из-за курсовых колебаний — гривня-то фактически привязана к доллару, а не к евро. Но главное — это еще раз ставит под вопрос смысл привязки ставок каких-либо налогов к иностранным валютам.

В прохождении законопроекта очень заинтересовано правительство. Однако будущее документа по-прежнему туманно, поскольку среди голосующих слишком много плательщиков тех же «недро-платежей», не согласных даже на минимальное повышение ставок сборов.

Молчание — золото

Другой, совсем уж свежий законопроект Царева (№9577 от 09.12.11 г.) куда оригинальнее. Его автор решил одним выстрелом убить двух зайцев, т.е. одним законом перекроить два пенсионных сбора, взимаемых при пользовании услугами мобильной связи и при купле-продаже ювелирных изделий.

Все гениальное просто, решил Олег Царев и предложил облагать пенсионным сбором не только пользователей мобильной связи, но и… операторов. В придачу к 7,5% для первых предлагается взимать еще и 5% со вторых. На чем планируется «срубить» 900 млн грн. Кто на самом деле окажется конечным плательщиком этой немаленькой суммы, очевидно. Непонятно только столь странное отношение властей именно к этому виду услуг.

Возможно, оно связано со сладкими воспоминаниями о тех временах, когда нынешние власть имущие ходили в малиновых пиджаках с «мобилой» размером в хороший кирпич, а не имевшие малиновых пиджаков вынуждены были пользоваться телефонами-автоматами…

Кстати, ведущие украинские операторы мобильной связи (ЧАО «Київстар», ЧАО «МТС Украина» и ООО «Астелит») уже отреагировали на дивную инициативу г-на Царева, направив обращение на имя главы Верховной Рады Владимира Литвина и председателя профильного Комитета ВР Виталия Хомутынника с аргументированной просьбой снять с рассмотрения законопроект №9577.

Одновременно предлагается изменить и определение понятия «обычная цена» для операций по реализации ювелирных изделий путем обмена на лом драгоценных металлов, а также для ювелирных изделий, изготовленных из давальческого сырья. Предполагается, что обычная цена будет рассчитываться как средняя цена на рынке ювелирных изделий Украины с учетом веса и пробы изделия, а также порядка драгоценного камня (согласно общепринятой классификации). Ожидаемый эффект от этого новшества автор оценил в 450 млн грн.

В целом же два новшества (о арифметическое чудо!), по версии г-на Царева, должны принести государству 1450 млн грн. — сие следует из Пояснительной записки. В свою очередь, это позволит повысить пенсии 14-15 миллионам украинских пенсионеров на 150-200 грн. (из той же записки!). Воистину, депутатский гений арифметику легко превращает в ничто.

Офшорная пустота

В соответствии с законопроектом о введении пенсионного сбора по операциям с офшорными юрисдикциями предлагается облагать сбором по ставке 12%:
перечисления в пользу нерезидента, зарегистрированного в офшорной зоне;
перечисления иному лицу (в том числе не зарегистрированному в офшорной зоне) по обязательствам перед нерезидентом, зарегистрированным в офшорной зоне;
неденежную форму выполнения обязательств перед нерезидентом, зарегистрированным в офшорной зоне;
имущественные права и (или) обязанности, в связи со сменой лиц в обязательстве (в том числе путем перевода долга, уступки требования), сторонами которого выступают резидент и нерезидент, зарегистрированный в офшорной зоне.

При этом перечень офшорных юрисдикций, как и сейчас, предлагается определять распоряжением Кабмина (последний подобный перечень утвержден распоряжением Кабмина №143 от 23.02.11 г).

В прилагаемом к законопроекту проекте распоряжения перечень офшоров предлагается увеличить с 36 до 70. Принцип их отбора, видимо, известен только самому г-ну Тигипко (что там, например, делают Гонконг и Индонезия?). Заметим лишь, что включение в него Мальты неизбежно вызовет скандал с ЕС.

Другой член ЕС (по совместительству главный инвестор в украинскую экономику) — Кипр — в списке не замечен. При этом решить проблему действия между островом и Украиной договора об избежании двойного налогообложения образца 1982 г. автор законодательной инициативы не предлагает.

Именно этот договор, а не «офшорность» Кипра (чистые офшоры стать членами ЕС не могли, и Кипру в свое время пришлось изменить свое налоговое законодательство, хотя оно и осталось либеральным) приводит к тому, что основная часть выводимых из Украины капиталов уходит на Кипр.

Другие офшорные и «полуофшорные» юрисдикции в этих целях используются в значительно меньшей степени. Зато они применяются при реализации товаров по заниженным ценам с дальнейшей реализацией по рыночным и аккумулированием средств в офшоре. Однако эта офшорная «дыра» предложенным законопроектом никак не закрывается — в нем идет речь только о выведении денежных ресурсов.

В результате полезный эффект от возможного принятия Закона будет равен нулю. Зато у украинских компаний возникнут проблемы с приобретением товаров (работ, услуг) в ряде стран.

(с) Марков Александр, Бизнес

(с) Banknews

»Главная страница«

Оставить комментарий 1309 просмотров, 1 - сегодня |

Оставить комментарий





<