| RSS

accounting outsourcing in ukraine

Мир прощается с долларом?

28 Февраль, 2012 | 1 комментарий | Размещено в аналитика, доллар

Конец 2011 года ознаменовался переходом ряда стран к расчету между собой не долларом США, а иными валютами. Причем этот процесс лишается флера «антиимпериалистических демонстраций» и приобретает черты повседневности международной экономики. Отрыли новый сезон «прощания с долларом» Китай и Япония. В конце декабря японский премьер Есихико Нода посетил Пекин, где встретился со своим китайским коллегой Вэнем Цзябао. В появившейся 25 декабря официальной информации сообщалось, что один из итогов встречи — частичный отказ правительств этих стран во взаиморасчетах от доллара…

И, соответственно, переход на юань и иену. Позже появилась информация, что часть валютных резервов Японии будет переведена в юань. Япония стала первой страной «золотого миллиарда», признавшей юань, наряду с долларом США, в качестве резервной валюты.

Китай размышляет… О растущем экономическом сближении Японии и Китая свидетельствует и решение второго продать первой свои облигации государственного долга. Такие продажи Китай делает крайне редко и неохотно. Точная сумма облигаций, подлежащих продаже, не называется, предполагается, что они могут быть эквивалентны 10 млрд. долл. Этот акт должен дать Японии гарантии и рычаги контроля над курсом юаня. Интересно, что во время переговоров премьер Японии просил Вэнь Цзябао оказать давление на Северную Корею в плане ее ядерного разоружения, что и было обещано.

Вслед за Японией 18 января гендиректор Банка Кореи Чу Хун Сика заявил о решении правительства Южной Кореи перевести часть своего валютного резерва, оцениваемого в 300 млрд. долл., в юани. С 2011 года Россия, а к концу года, кажется, и Украина, также начали перевод части своих золотовалютных резервов в юань. К 2012 году юань в таком качестве уже использовали 12 стран. Вывод может быть только один — юань еще не мировая валюта, но уже становится региональной и резервной, заменяющей доллар.

К этому стремятся и власти Китая, объявив 2011-2015 годы «пятилеткой финансовых реформ». Если до прошлого года продажа юаня иностранцам была обставлена массой ограничений и являлась подвигом почти невозможным, то с этого года намечено снятие значительной части ограничений. А к концу «пятилетки» — превращение юаня в свободно конвертируемую валюту. На этот путь Китай толкают как внутренние, так и внешние причины.

Снижение спроса на китайские товары в США и Европе из-за кризиса вызвало затоваривание и «перегрев» его экономики, выход из которого в 2011 году власти искали в увеличении сбыта внутри страны. Тем самым китайцы с 2011-го начали несколько больше потреблять, но не в результате забот Компартии, а из-за мирового кризиса. В Китае стали широко раздавать потребительские кредиты на жилье и автомобили. В результате, если в 2010 году наблюдалась дефляция, и юань за год подорожал на 1,5%, то год спустя началась инфляция, составившая в августе по некоторым оценкам 6,5%. Вместе с тем китайские бизнесмены все активней жалуются: рабочая сила дорожает, что снижает конкурентную способность их товаров на мировом рынке. Времена, когда китайский рабочий спал возле станка, экономя на жилье, уходят безвозвратно…

Вместе с тем США и МВФ с 2010 года усиленно уговаривают власти Китая, что если уж они уже прочно интегрировались в глобальную экономику в качестве «мастерской мира» и на общих основаниях, то пора расстаться и с последним предрассудком «социалистической экономики». То есть сделать юань свободно конвертируемой валютой и полноценно войти в мировую финансовую систему. Американские эксперты настойчиво доказывают: курс юаня к доллару искусственно занижен Компартией на 3-23%, в зависимости от методики расчета, и рекомендуют его поднять. Это объективно приведет к росту стоимости рабочей силы в Китае и в итоге снизит его товарную экспансию на рынки Запада. По иронии истории и политэкономии Белый дом, в силу собственных интересов, сейчас оказывался большим борцом за массовый рост уровня жизни и потребления в Китае, чем его Компартия…

МВФ обещает юаню «светлое будущее» после перехода к свободной конвертации и включение его в «корзину валют МВФ», на основе которой производится расчет SDR — специальных прав заимствования, виртуальной, но реально действующей мировой безналичной валюты, в которой МВФ выдает кредиты. США и МВФ настойчиво хотят сделать юань второй мировой валютой после доллара и на приемлемых условиях. Власти Китая в целом не против этого, но, умные, не спешат. Слабый и неконвертируемый юань — это благо для китайского экспорта и протекционизм для собственного рынка. Менять эти реальные блага на амбициозный политический статус юаня как второй или третьей мировой валюты после доллара и евро, особенно на фоне нынешней «чехарды с евро», захочет не каждый.

Станет ли Китай, или Китай вместе с Японией, новыми США — ядром мировой экономики, как это прогнозирует мирсистемщик Джованни Арриги в своей книге «Адам Смит в Китае», — вопрос спорный, хотя такая тенденция существует…

Москва рвется в лидеры. Помимо юаня на роль еще одной мировой валюты претендует и российский рубль. Но если власти Китая раздумывают и колеблются, то власти России активно к этому рвутся и нарываются на противодействие. Заявленный ими амбициозный проект — сделать новый рубль общей валютой Таможенного союза (Белоруссия, Россия, Казахстан), в перспективе и для Киргизии с Таджикистаном, пока явно буксует из-за политической ситуации в самой России, приступа авторитаризма в Беларуси и западно-казахских восстаний.

Готовность Украины, заявленная в конце 2011 года, перейти в расчетах за газ на рубли, сейчас тоже под большим вопросом из-за сложных коллизий украинско-русских газовых переговоров.

Все же некоторые достижения тут есть, и с неожиданной стороны. В середине января турецкий государственный телеканал TRT сообщил: в ходе телефонных переговоров Владимира Путина с премьером Турции Реджипом Тайипом Эрдоганом достигнуто соглашение о переходе во взаимной торговле обеих стран на лиры и рубли, для чего в Москве создается совместный Инвестиционный банк. Автоматически это предполагает, что Турция с 2012 года начнет держать часть своих валютных резервов в рублях, тем более что общий объем товарооборота с Россией в 2011-м составил солидную сумму в 27 млрд. долл. Если «процесс пойдет», то рубль отвоюет у доллара часть турецкого плацдарма.

Иранский фактор. Как ни удивительно, но власти США сами непроизвольно сузили пространство обращения доллара, запретив иностранным банкам проводить оплату поставок нефти из Ирана в долларах США. Эффект от этих санкций оказался неожиданным — два крупных потребителя иранской нефти Индия и Китай, не желая ссориться с США, начали искать обходные пути. Выход, найденный Китаем, оказался прост — он перешел к оплате по бартеру, благо сальдо в торговле между Ираном и Китаем обычно клонится в сторону Китая. Поэтому прямые поставки китайских товаров и участие в совместных проектах в Иране позволили без напряжения решить эту проблему и обойти запрет.

Ситуация с Индией другая, здесь торговое сальдо в пользу Ирана. К осени 2011 года, по данным индийской газеты «Economic Times», долг Индии за нефть Ирану составлял около 5 млрд. долл. Между обеими странами возникла напряженность, усиленная и тем, что Индия последние годы тесно сотрудничает с США на различных уровнях, в том числе и в поставке товаров на американский рынок. Но власти Ирана и Индии обоюдосторонне заинтересованы в продолжении торговли, и в ходе полугода поисков выход был найден. В сентябре 2011 года Индия сделала попытку частично погасить свою задолженность Ирану через Турцию, в торговле с которой у нее положительное сальдо. Турция не возражала, но стало очевидно, что такая система расчетов не может быть вечной. В итоге, в январе 2012 года Иран согласился принимать в качестве оплаты за свою нефть индийские рупии, о чем и сообщила 21 января британская «Би-Би-Си».

Индийскую рупию вроде не прочили в мировые валюты, но в результате финансовых санкций США против Ирана ей приходится становиться валютой региональной. Как знать, не войдет ли рупия во вкус, тем более что население Индии не меньше Китая, а ее экономика хотя и остается все еще во многом «закрытой» и работающей в автономном режиме на собственные потребности, но имеет гигантский потенциал…

В это время далеко на Западе… Вместе с тем в самом Западном полушарии с 2010 года помаленьку работает зона «свободная от диктатуры доллара», как именует ее Уго Чавес. 3 февраля 2010 года Куба впервые рассчиталась за поставку 360 тонн риса из Венесуэлы 108 тысячами сукре — новой региональной валютой Латинской Америки. Этот факт попал во все справочники: как пример начала функционирования новой безналичной валюты, о создании которой было торжественно заявлено в ноябре 2008-го. Готовность использовать сукре, по аналогии с «переводным рублем» между СССР и другими соцстранами на сегодня, кроме Венесуэлы и Кубы, выразили Боливия, Эквадор, Никарагуа, Гондурас и три островных государства Карибского моря — Доминика, Антигуа и Барбуда, а также Сент-Винсент и Гренадины.

Названа валюта в честь соратника Симона Боливара по борьбе за отделение Колумбии и Венесуэлы от Испании — Антонио Хосе Сукре. Исторической личности весьма популярной в Латинской Америке, портреты которой можно увидеть на деньгах многих стран. Вместе с тем сукре — это аббревиатура SUCR официального названия данной валюты — Единая система региональной компенсации.

С названием у сукре все хорошо, как с историческим и другим обоснованием. Но один недостаток сдерживает массовое применение сукре и придание ему материальной формы — отсутствие оживленной торговли между странами-участницами латиноамериканского «заговора» против доллара США. Все они слишком далеки друг от друга. Только Никарагуа с Гондурасом имеют общую границу. Но летом 2009 года Гондурас, после истории со своим президентом Мануэлем Селайей (арестованным и вывезенным в Коста-Рику), вышел не только из числа пользователей сукре, но и вообще из Организации Американских государств (ОАГ). 1 июня 2011 года Гондурас в ОАГ вернулся, хотя Эквадор и голосовал против этого.

Так что рассчитывать на Гондурас в деле распространения сукре пока особо не приходится. Тем более что Гондурас — страна загадочная. Там не только гоняют президентов, там еще в департаменте Йоро ежегодно на протяжении более ста лет, между маем и июлем, в течение 2-3 часов, идет рыбный дождь. И это притом, что сам департамент находится в 50 километрах от моря. По его окончанию жители собирают живую рыбу, упавшую с неба, и готовят ее. По сообщениям местных СМИ, с 2006 года рыбный дождь стал идти уже дважды в год, что подрывает централизованную продажу рыбы в этом районе. До сукре ли тут?..

…Реально же, несмотря на призывы Уго Чавеса, сукре — пока не конкурент доллару. Как и юань, рубль, рупия и даже евро. Но не исключено, что когда-нибудь, со временем, они дружно постараются и превратят доллар США в аналог современного британского фунта стерлинга — почетной валюты с богатой историей. Но не более того…

(с) Сергей Климовский, Андрей Ганжа, Дарья Сальникова

(с) Banknews по материалам Киевский ТелеграфЪ

»Главная страница«

Оставить комментарий 1427 просмотров, 1 - сегодня |
Follow Discussion

1 комментарий to “Мир прощается с долларом?”

  1. admin:

    Турецкий ритейлер LC Waikiki открыл двухэтажный магазин в Ивано-Франковском торговом центре “Велес”, который будет крупнейшим в украинской сети компании: его общая площадь составит 1777 квадратных метров, а торговая — 1415 квадратных метров. Об этом сообщили в Ассоциации ритейлеров Украины.

    Что касается ассортимента магазина, то кроме стандартных отделов одежды для младенцев, детей, мужчин, женщин и беременных, здесь будет представлен еще и большой отдел товаров для дома LCW Home.

    С открытием торговой точки в Ивано-Франковске, общее количество магазинов LC Waikiki в Украине вырастет до 32-х объектов общей площадью более 40 тысяч квадратных метров.

    Отметим, что турецкий бренд LC Waikiki вышел на украинский рынок в 2013 году и до 2023 года намерен открыть в нашей стране до 60 магазинов. Наряду с офлайн-сетью, в Украине компания развивает и онлайн-магазин, запущенный в конце 2018 года.

Оставить комментарий





<