| RSS

accounting outsourcing in ukraine

Куда делась гривна?

16 Сентябрь, 2011 | Нет комментариев | Размещено в активы, гривна

С начала сентября остатки на корсчетах украинских банков снизились почти в два раза. Куда исчезла гривня из банковской системы и кто из этого может извлечь выгоду?

Восьмого сентября остатки на корсчетах банков упали до уровня 9,39 млрд. грн., тогда как на 1 сентября они составляли 16,11 млрд. грн. В последний раз такие низкие остатки на корреспондентских и транзитных счетах банков можно было наблюдать только в 2006 году. Куда же делась ликвидность с рынка? Банкиры объясняют недостаток ликвидности ее изъятием Национальным банком и Минфином. «Такое масштабное сокращение ликвидности связано, прежде всего, с желанием НБУ снизить валютное и инфляционное давление на рынок, поскольку снижение гривневой ликвидности обуславливает значительный спрос на нее и вынуждает продавать валюту. Этим регулятор убивает сразу двух зайцев: сохраняет свои резервы и формирует предложение валюты на рынке», — говорит начальник аналитического отдела Проминвестбанка Сергей Кучерявый. Однако помимо борьбы правительства с инфляцией и ростом курса доллара к гривне на ситуацию наслоились еще ряд факторов, что, по мнению экспертов, только усилило эффект сентябрьской «гривневой диеты».

Еще с начала лета Национальный банк начал проводить более жесткую монетарную политику, снижая ликвидность банковской системы ввиду опасений раскручивания инфляции и роста давления на валютный курс гривни. Сокращение гривневой ликвидности банков связано с введением в июне более жестких резервных требований по отношению к краткосрочным валютным депозитам и порядку учета ОВГЗ под Евро-2012 в зачет обязательных резервов. В итоге сумма обязательных резервов увеличилась на 0,5 млрд. грн. — до 13,6 млрд. грн. в июле, при этом остатки, заблокированные на отдельном счете в НБУ, выросли на 3,6 млрд. грн. (с 6,9 млрд. грн. до 10,5 млрд. грн.). «Еще одной причиной падения банковской ликвидности стала политика НБУ по форсированию погашения банками рефинансирования, полученного во время кризиса. Согласно данным Нацбанка, в первом полугодии банки вернули порядка 10 млрд. грн. На конец июля общая задолженность банков перед НБУ составляла 66 млрд. грн. Национальный банк нацеливается на удержание таких темпов погашения и во втором полугодии», — говорит аналитик Dragon Capital Анастасия Туюкова. Также, по мнению эксперта, к снижению сентябрьской ликвидности привело и перечисление предприятиями в августе налоговых платежей, что в определенной степени повлияло на падение остатков на счетах юридических лиц (хотя и было компенсировано в некоторой степени поступлениями от погашения правительством НДС-облигаций на 1,6 млрд. грн.). При этом бюджетные платежи (пенсии, зарплаты) только начинают поступать в первой декаде месяца. Кроме того, в начале сентября осуществлял расчеты за газ «Нафтогаз Украины», что также могло повлиять на снижение ликвидности банковского сектора в случае покупки валюты напрямую у НБУ.

В текущей ситуации банки, имеющие недостаток ликвидности, уже начали поднимать ставки по краткосрочным депозитам, так как ставки овернайт на межбанке достигали 17-19% годовых. По словам Сергея Кучерявого, в течение последней недели 10 из 50 крупнейших по объему депозитного портфеля банков уже подняли ставки на 0,5-1,5%. Следует отметить, что в основном это сделали банки с украинским капиталом, так как они, в отличие от иностранных финучреждений, не имеют значительной поддержки со стороны материнских структур. «Наибольшее же увеличение может произойти по самым коротким депозитам со сроком до одного месяца, где некоторые банки будут вынуждены предлагать до 13-15% годовых по сравнению с 6-9% месяцем ранее», — прогнозирует эксперт

Новую тенденцию к росту ставок отмечают и управляющие. «Пока банки осторожны в своих действиях, и им потребуется какое-то время на то, чтобы адаптироваться к ситуации и начать повышать остальные ставки. Недостаток ликвидности они попытаются закрыть, привлекая более дорогие депозиты на три и шесть месяцев», — рассказывает глава Elliott Asset Management Михаил Умников. Правда, изменения по депозитам коснутся только юридических лиц. «Поднимать ставки для населения до таких уровней нет смысла, так как население практически не размещает деньги на такие сроки, и это бессмысленно для банков с финансовой точки зрения», — говорит начальник управления казначейства и финансовых институтов ОТП Банка Владислав Анисимов.

В низкой ликвидности есть положительная сторона — снижение давления на валютный рынок и замедление инфляции. Правда, следует признать и другое — это единственный позитив от сокращения ликвидности в системе.

«Конечно, без минусов тоже не обойдется: это и удорожание кредитов, и снижение оборотных средств предприятий, что в конечном итоге отображается на снижении спроса (снижении внутреннего потребления)», — утверждает Сергей Кучерявый. Согласен с коллегой и Владислав Анисимов: «Видятся пока только одни минусы, потому что высокие процентные ставки отразятся на кредитах корпоративному сектору и очень быстро отразятся на всех секторах экономики, а в конечном счете — на населении».

Нехватка свободных средств у банков бумерангом бьет по самому Минфину, который не может продать облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ). «Провалом завершился и очередной аукцион 6 сентября. Министерство финансов так и не смогло разместить ни одной ОВГЗ. С одной стороны, первичные дилеры понимают, что Минфин не намерен идти на повышение доходностей на своих первичных аукционах, поэтому интерес к ним пропадает (на вторичном рынке ставки значительно выше).

С другой, банки столкнулись с нехваткой гривневых ресурсов. На прошедшем аукционе было подано всего две заявки на годовую бумагу, которые не были удовлетворены», — рассказывает генеральный директор Elliott Asset Management.

Впрочем, большинство экспертов считают, что ситуация на рынке уже скоро нормализируется. «Вся ликвидность в Украине краткосрочная. Поэтому она может как быстро исчезнуть, так и быстро восстановиться», — успокаивает начальник отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын. По мнению руководителя управления глобальных рынков ИК «Тройка Диалог Украина» Владимира Грищенко, на это потребуется от нескольких до 20 дней. «До 28 сентября запланировано погашение двух серий ОВГЗ на общую сумму более 5,3 млрд. грн. (и это без учета купонных платежей). Если банки не будут покупать ОВГЗ на первичном рынке на сопоставимые суммы, то такой объем средств от Министерства финансов однозначно способен оказать положительное влияние на уровень ликвидности в банковской системе, и при прочих равных условиях конец сентября будет более благоприятным для денежного рынка», — прогнозирует Владимир Грищенко. Анастасия Туюкова из Dragon Capital считает, что с учетом дефляции, зафиксированной в июле и августе, Национальный банк может пойти на некоторое смягчение монетарной политики. Этому будет способствовать рост спроса банков на ликвидность для кредитования реального сектора. «Запуск анонсированной программы по выпуску ипотечных облигаций четырьмя госбанками может стать ближайшим индикатором ослабления монетарной политики НБУ. Однако при этом центральный банк будет оставаться максимально осторожным в этом вопросе, опасаясь за стабильность валютного курса гривни», — говорит эксперт.

Банкиры более взвешенны в своих прогнозах и не рассчитывают на быстрое восстановление ликвидности до нормальных уровней. «Сейчас уже очевидно, что это именно изменение ситуации на денежном рынке, а не ситуативные провалы ликвидности, — утверждает заместитель председателя правления Сбербанка России Дмитрий Золотько. — Результатом станет повышение ставок по гривневым депозитам клиентов по всем срокам и сокращение кредитной активности банков. Межбанковский рынок восстановится практически сразу после повышения уровня ликвидности, однако депозитный и кредитный рынки гораздо более инерционны, и для изменения ожиданий банкиров потребуется не один месяц».

Вячеслав Мироненко

По материалам Инвестгазета
Оставить комментарий 4408 просмотров, 1 - сегодня |
Метки:

Оставить комментарий





<