| RSS

accounting outsourcing in ukraine

Мелочи — жизни

24 Ноябрь, 2011 | Нет комментариев | Размещено в аналитика

В последнее время в столице все чаще можно встретить неработающие пункты обмена валют. В основном закрываются обособленные точки, работавшие на основании агентских соглашений с банками.

Всего по стране сейчас около 1 тыс. обособленных обменных пунктов, чуть более половины из которых — агенты банков. По оценкам Павла Крапивина, первого заместителя председателя правления банка «Контракт», в Киеве и области 200-300 небанковских обменных касс, работающих на основании агентских соглашений с банками. Как правило, агентов для операций на рынке наличной валюты привлекают небольшие финучреждения, такие как банк «Контракт», Артем-Банк, Агрокомбанк, «Грин Банк», банк «Аксиома» (бывший Сигмабанк) и др.

С лицензией на выход

Уже в конце текущего либо в начале следующего года тенденция к сворачиванию сетей обменных пунктов может усилиться. Дело в том, что многие банки, работающие на рынке наличной валюты, рискуют лишиться генеральной лицензии на осуществление валютных операций вследствие невыполнения требований регулятора относительно капитализации.

15 августа НБУ принял постановление №281, согласно которому на момент получения «валютной» лицензии размер регулятивного капитала банка должен составлять не менее 120 млн грн. В то же время в соответствии с изменениями, внесенными в Закон «О банках и банковской деятельности» от 15.02.11 г., с 30 сентября по 22 ноября производится замена валютных лицензий.

Специалисты Ассоциации «Украинский кредитно-банковский союз» уже обнародовали свой прогноз развития событий. Согласно сообщению УКБС, регулятор будет отказывать в переоформлении валютной лицензии банкам, регулятивный капитал которых меньше 120 млн грн. То есть, следуя этой логике, уже со вторника, 22 нояб­ря, несколько десятков банков не смогут заниматься обменом валюты.

«Установление Нацбанком слишком сжатых сроков для капитализации банковской системы (еще и постоянное сокращение этих сроков) может дестабилизировать ситуацию и привести к уничтожению малых банков», — предупреждает Галина Олифер, генеральный директор УКБС. По ее словам, 38 банков (22% банковских учреждений) располагают регулятивным капиталом, не достигающим 120 млн грн.

Вместе с тем участники рынка пока не заметили массового отзыва лицензий и утверждают, что процесс их переоформления носит, скорее, формальный характер. «Нам переоформили лицензию в конце октября, на тот момент у банка регулятивный капитал был менее 100 млн грн.», — утверждает руководитель одного из мелких банков, пожелавший остаться неназванным.

В любом случае, через пару месяцев ситуация может измениться. Как известно, согласно постановлению НБУ №273 от 09.06.10 г., финучреждения должны нарастить регулятивный капитал до 120 млн грн. к началу 2012 г..

В другом банковском сообществе — Ассоциации украинских банков — утверждают, что банки не смогут уложиться в заданные сроки. По данным АУБ, по состоянию на 1 июля регулятивный капитал менее 120 млн грн. был у 29 банков. Потребность в капитале оценивалась в 1-6 млрд грн.

«Обеспечить такую капитализацию до конца 2011 г. будет невозможно из-за недостаточности объемов экономической деятельности в Украине и усиления угрозы развертывания второй волны мирового экономического кризиса», — говорится в сообщении Ассоциации.

Эксперты АУБ отмечают, что в начале этого года парламент принял Закон, предусматривающий увеличение уставного (обычно он меньше регулятивного) капитала до 120 млн грн., но к 2016 г. Дабы утрясти противоречия между требованиями НБУ и новыми нормами законодательства, банкиры через народного депутата Станислава Аржевитина (также является председателем совета АУБ) 2 ноября подали в парламент законопроект №9398.

В документе предусматривается продление сроков наращивания регулятивного капитала на два года — до начала 2014 г. В Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины в целях преодоления негативных последствий финансового кризиса» предлагается внести поправку следующего содержания: «Банки, которые на день принятия этого Закона имели разрешения Нацбанка на осуществление отдельных операций, до 1 января 2014 г. могут продолжать свою деятельность в пределах имеющихся (переоформленных) разрешений и лицензий при условии, что они выполняют норматив адекватности капитала». Отметим, что большинство мелких банков не испытывают проблем с адекватностью капитала.

Группа риска

Следует признать, что мелкие банки не особо торопились наращивать капитал в нынешнем году. Регулятор не публикует информацию о размере регулятивного капитала своих подопечных.

В то же время, по данным НБУ, на 1 октяб­ря 2011 г. собственным капиталом (как правило, лишь незначительно отличается от регулятивного капитала) в размере менее 120 млн грн. располагали почти 60 банков .

Наименьший собственный капитал — у банка «Национальный кредит» (менее 22 млн грн.). Следует учитывать, что в последние месяцы акционеры многих мелких финучреждений действительно начали принимать решения и объявлять об увеличении уставного капитала, надеясь успеть выполнить требования регулятора.

Так, 2 нояб­ря подобные заявления сделали два банка. Банк «Контракт», располагающий собственным капиталом в размере 88 млн грн. и субординированным долгом на 15 млн грн., намерен дополнительно влить в уставный фонд 32 млн грн. Банк «Столичный» планирует увеличить уставный капитал на 39% — до 121 млн грн., а «Аксиома Банк» почти вдвое — до 266 млн грн.

Уже уходят

Отметим: до последнего времени одной из причин, заставивших агентов уйти с рынка обмена наличной валюты, называли политику «паспортизации» валютообменных операций, введенную Нацбанком в сентябре.

«Рентабельность этого бизнеса и так была не слишком высока. А теперь возросли затраты, связанные с документированием операций, — установка ксерокса, расходы на электроэнергию, бумагу и т.п. Скорее всего, владельцы подсчитали рентабельность этих точек и решили их закрыть», — рассуждает Игорь Львов, заместитель председателя правления банка «Финансы и Кредит».

По словам Крапивина, цена вхождения в агентский валютообменный бизнес относительно невелика, поэтому торговать валютой пробуют многие частные предприниматели. В случае неудачи такие игроки, недолго думая, покидают этот сегмент рынка, закрывая обменные пункты.

Яркой иллюстрацией причин сокращения количества обменников может послужить и ситуация, сложившаяся в банке «Аксиома». В частности, на сайте финучреждения размещен внутренний приказ №28-А от 07.10.11 г. за подписью и.о. председателя правления Максима Казановского.

Этим документом с 10 октября 2011 г. запрещаются операции с наличной валютой (покупка, продажа, прием на инкассо) в отделениях и кассах банка, что делает невозможной работу с агентской сетью обменных пунктов.

Такие меры, согласно приказу, приняты «во исполнение решения комиссии по вопросам надзора и регулирования деятельности банков Нацбанка». Получить комментарий в банке «Аксиома» БИЗНЕСу не удалось, по указанным в контактах банка телефонам попросту никто не отвечал.

Примечательно, что в 2009 г. регулятор уже применял к этому финучреждению санкции за «валютные» нарушения. На рынке поговаривают, что ранее Сигмабанк весьма лояльно относился к своим валютным агентам, закрывая глаза на возможные нарушения. Вероятно, это позволяло финучреждению переманивать агентов, работающих по договорам с конкурирующими банковскими учреждениями.

«За последние годы только от нас под крыло Сигмабанка переметнулись около 80 обменных пунктов», — говорит банкир, пожелавший остаться неназванным.

Зайдите завтра

Примечательно, что многие агентские компании, работающие на рынке обмена валют, испытывают дефицит наличных долларов. На прошлой неделе корреспондент БИЗНЕСа в качестве эксперимента решил купить $2 тыс. и обратился к нескольким подобным компаниям столицы. В компании «Ника», например, ответили, что долларов нет. Не оказалось американской валюты и у оператора «Маржа».

Правда, собеседник в телефонном разговоре заверил, что системного дефицита валюты не наблюдается: «Звоните завтра — долларов, как грязи». В компании «Тирас» поинтересовались, много ли надо валюты, и заверили, что пару тысяч найдут.

В одном из обменников отказались продать искомую сумму, сославшись на оптовую специализацию, предусматривающую продажу валюты в объеме не менее $10 тыс.

Отметим, что, по данным НБУ, в октябре объем официального рынка наличной валюты сократился почти на треть — до $3,5 млрд. В частности, граждане сдали валюты чуть более чем на $1 млрд, тогда как в сентябре этот показатель составлял $1,5 млрд.

Купили физические лица иностранной наличности в октябре почти $2,5 млрд против $3,5 млрд в сентябре. При этом в октябре сохранился ощутимый дефицит наличной валюты в размере $1,5 млрд. Таким образом, можно предположить, что 25-30% рынка наличной валюты, как, собственно, и прогнозировал БИЗНЕС, ушло в тень вследствие ужесточения требований к идентификации клиентов при валютообменных операциях.

Дмитрий Гриньков

По материалам Бизнес

»Главная страница«

Оставить комментарий 1033 просмотров, 1 - сегодня |
Метки:

Оставить комментарий





<