Аналитический обзор: Потери резервов Нацбанка от снижения курса евро в этом месяце составили $750-850 млн.
Алексей Блиновэкономист Astrum Investment ManagementВ последнее время на валютном рынке по паре гривня-доллар не происходит вообще никаких событий: «идеальный штиль» продолжается…
В последнее время на валютном рынке по паре гривня-доллар не происходит вообще никаких событий: «идеальный штиль» продолжается. На рынке по-прежнему наблюдается преобладание предложения валюты над спросом, но уже не такое сильное, как в марте. Национальный банк все так же ежедневно выходит на рынок с заявкой на покупку валюты по фиксированному курсу интервенций 7,925 грн. за доллар.
График курсовой пары гривня-доллар с конца марта представляет собой абсолютно горизонтальную линию. Никаких событий тут не происходит. Но в последнее время украинский валютный рынок все же оживился, причем причина и все двигатели этого оживления находятся полностью за пределами нашей страны.
Речь идет о европейской валюте. В связи с тем, что в мировых новостях сейчас принято называть «кризис евро», курс евро к доллару в течение мая упал с 1,33 до текущих 1,22-1,24. Это автоматически отразилось на динамике пары гривня-евро: если в конце апреля за евро на украинском валютном рынке давали 10,5 грн., то сейчас уже около 9,8.
С точки зрения украинской денежной системы, это события сравнительно небольшой значимости. Подавляющее число внешнеторговых операций (и даже зачастую со странами Евросоюза) осуществляются посредством американского доллара. Поэтому ревальвация гривни по отношению к евро практически не повлияет на позиции украинских экспортеров в макроэкономических масштабах. Хотя может повыситься привлекательность ряда импортных товаров: например, импортных легковых автомобилей тех марок, стоимость которых на нашем рынке привязана к евро.
Поскольку евро является резервной валютой, его ослабление негативно сказывается на золотовалютных резервах Нацбанка. По словам представителей НБУ, с начала месяца по 19 мая резервы сократились на $100 млн. (с $26,35 млрд. до $26,26 млрд.). Если учесть, что НБУ декларирует покупку долларов на валютном рынке с начала мая в размере около $700 млн., можно предположить, что потери центробанком резервов от курсового фактора в этом месяце составили $750-850 млн. Впрочем, ранее резервы могли получать такую же солидную поддержку от укрепления евро.
К слову, если вышеупомянутые цифры от представителей НБУ соответствуют действительности, то удельный вес евро в валютной составляющей резервов центробанка равен 25-30% (что вполне реалистично).
При этом НБУ в своей монетарной политике (в отличие, например, от российского ЦБ) практически не руководствуется курсом гривни к евро. Вся его политика заточена на управление парой гривня-доллар. Поэтому ожидать каких-либо значительных событий в его рыночных операциях не стоит. Единственной инновацией стали интервенции НБУ по покупке евро, однако они носят пока что скорее декоративный характер, чем какой-то инструмент монетарной политики. Впрочем, переход к «валютной корзине» действительно до сих пор рассматривается как возможная среднесрочная цель монетарной политики, так что соответствующие перемены в действиях НБУ возможны.
При этом многие украинцы диверсифицируют свои сбережения и держат часть накоплений в евро. Недавнее падение евро наверняка заставило многих из них сдавать свои накопления в евровалюте, особенно после пересечения ее курсом психологически важной отметки в 10 грн. Куда пойдут эти деньги — в наличный доллар или в банковские депозиты — на сегодня остается открытым вопросом, пишет .